Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Буйнова Ю.К.,
судей Акатьевой Т.Я., Яшиной И.В.,
при секретаре Суханове М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Буйнова Ю.К.,
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области на решение Бологовского городского суда Тверской области от 03 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Заявление и.о. Бологовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Бологовский район" удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования "Бологовский район" по сбору и вывозу отходов и мусора на территории г. Бологое Тверской области на территории городского поселения города Бологое, а именно рядом с "данные изъяты" и "данные изъяты" домами по "адрес" в "данные изъяты" метрах от бара "Трактиръ" вокруг контейнеров-накопителей, незаконным и обязать администрацию муниципального образования "Бологовский район" ликвидировать несанкционированную свалку по указанному адресу".
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
и.о. Бологовского межрайонного прокурора Тверской области Ковригина Е.Р. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области о признании незаконным бездействия по сбору и вывозу отходов и мусора, обязании устранить в полном объеме выявленные нарушения прав и свобод граждан на благоприятную окружающую среду.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик уполномочен на организацию сбора и вывоз бытовых отходов и мусора решением Собрания депутатов МО "Бологовский район" Тверской области N 377 от 02.10.2012 года и решением Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области N 276 от 27.09.2012 года. В результате неисполнения им п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 7 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ на территории городского поселения города Бологое, а именно рядом с N домами по "адрес" в "данные изъяты" метрах от бара "Трактиръ", вокруг контейнеров-накопителей образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Незаконное бездействие администрации МО "Бологовский район" Тверской области привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению заболеваний и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц).
В судебном заседании представитель прокуратуры - старший помощник прокурора Бологовского района Тверской области Варич В.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации МО "Бологовский район" Тверской области Савельева Ю.Ю., действующая по доверенности N49 от 27 декабря 2012 года, исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв. Полагала, что, поскольку администрацией МО "Городское поселение г. Бологое" не произведены межбюджетные трансферты на исполнение администрацией МО "Бологовский район" полномочий по сбору и вывозу отходов и мусора, надлежащим ответчиком по иску является администрация МО "Городское поселение г. Бологое".
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, поскольку администрация МО "Бологовский район" по заявленным требованиям является ненадлежащим ответчиком, т.к. заявленные требования являются расходными обязательствами администрации муниципального образования городское поселение г.Бологое. Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, заключенное между администрацией МО "Бологовский район" и администрацией МО г.Бологое, исполняется за счет и в пределах межбюджетных трансфертов. При этом администрация городского поселения город Бологое не предусмотрела в бюджете города межбюджетные трансферты Бологовскому району на исполнение полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, и на исполнение указанных полномочий межбюджетные трансферты не перечислялись.
Определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 13 ноября 2013 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, к участию в деле привлечена администрация муниципального образования "Городское поселение г. Бологое".
В судебном заседании прокурор Тверской области Полещук Р.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, в возражениях и дополнительных возражениях на апелляционную жалобу.
Представитель заинтересованных лиц администрации МО "Бологовский район" Тверской области, администрации МО "Городское поселение город Бологое" Тверской области Савельева Ю.Ю., действующая по доверенностям N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, требования, предъявляемые к администрации МО "Бологовский район" считала незаконными, поддержала апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней. Поясняла, что обязанность по организации несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию городского поселения, что соглашения N1 и N18 от 18 октября 2012 года, заключенные администрациями, сторонами не расторгнуты, никем в судебном порядке не оспорены. В арбитражном суде дел, связанных со взысканием денежных сумм, не выплаченных администрацией г.Бологое по указанным соглашениям, не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года предусмотрена обязанность органов местного самоуправления осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских и других поселений.
В соответствии с пунктом 13 ст.10 Устава МО "Бологовский район" Тверской области от 28 июня 2005г. N 51 (с последующими изменениями) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения Бологовского района.
Решением Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области N 276 от 27 сентября 2012 года переданы, а решением. Собрания депутатов МО "Бологовский район" Тверской области N 377 от 02 октября 2012 года органами местного самоуправления муниципального образования "Бологовский район" Тверской области принята часть полномочий по решению отдельных вопросов местного значения, включая организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как установлено судом первой инстанции, на территории городского поселения города Бологое, а именно рядом с 12 и 13 домами по ул.Дачной г.Бологое в 30 метрах от бара "Трактиръ", вокруг контейнеров-накопителей, образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что подтверждается фототаблицами, актом проверки выполнения природоохранного законодательства предприятиями и учреждениями всех форм собственности от 30 июля 2013 года.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности требований прокурора и возложил на администрацию МО "Бологовский район" Тверской области обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора, по которому ответчиком должна выступать администрация МО "Городское поселение город Бологое", судом апелляционной инстанции проверены дополнительно посредством перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и исследования тех доказательств, которые не предоставлялись суду первой инстанции.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные доводы правильно отклонены судом первой инстанции, так как по п. 1.2, 1.3 Соглашения N18 от 24 октября 2012 года, заключенного между администрациями муниципальных образований Бологовский район и город Бологое, со сроком действия с 01 января 2013 года до 31 декабря 2013 года, город передал, а район принял полномочия по решению вопросов местного значения: организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Указание администрации МО "Бологовский район" Тверской области на неисполнение администрацией МО "Городское поселение город Бологое" Соглашения N18 в части обеспечении финансирования переданных полномочий за счет межбюджетных трансфертов не свидетельствует о неправильности выводов суда, поскольку из Соглашения N1 от 24 октября 2012 года, заключенного между администрациями муниципальных образований Бологовский район и город Бологое, следует, что городское поселение передало району, а район принял полномочия по формированию, исполнению бюджета поселения. Соглашение N18 сторонами не расторгнуто, в судебном порядке не оспорено. Ненадлежащее исполнение администрацией г.Бологое п. 3.2 Соглашения (перечисление финансирования в виде межбюджетных трансфертов) не свидетельствует о расторжении или изменении условий Соглашения в части передачи полномочий Бологовскому району.
Споры между двумя юридическими лицами по ненадлежащему исполнению обязательств, вытекающих из договорных отношений, рассматриваются в ином судебном порядке и предметом обсуждения по настоящему делу не являются.
Муниципальные контракты на выполнение работ по уборке несанкционированных свалок на территории города Бологое N от 06 ноября 2012 года, N от 28 декабря 2012 года, заключенные между администрацией городского поселения город Бологое Тверской области и ООО "Бологовские коммунальные системы", не свидетельствуют о наличии у городского поселения полномочий по организации работ по уборке несанкционированных свалок в 2013 году, так как контракты заключены в 2012 году, то есть до периода действия Соглашения N (с 01 января по 31 декабря 2013 года).
Кроме того, из ответа и.о. Главы администрации МО "Бологовский район" от 20 ноября 2013 года следует, что Соглашение N от 24 октября 2012 года действует, в бюджете городского поселения город Бологое на организацию сбора и вывоза ТБО предусмотрены средства в размере "данные изъяты" руб., в настоящее время подготовлен паке документов и размещена котировка по заключению муниципального контракта на уборку несанкционированных свалок.
Доводы администрации МО "Бологовский район" Тверской области необоснованны и направлены на освобождение от исполнения принятых на себя полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения город Бологое, а потому судебной коллегией отклоняются.
С учетом заявленных требований, установленных обстоятельств, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение не затрагивает права и интересы администрации МО "Городское поселение город Бологое", а потому непривлечение администрации МО "Городское поселение город Бологое" к участию в деле в качестве заинтересованного лица не является процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену решения суда.
Выводы суда соответствуют нормам действующего законодательства и основаны на материалах дела. Те доказательства, которые были исследованы судом апелляционной инстанции, лишь подтверждают правильность принятого судом решения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку установленных обстоятельств дела, которым суд в их совокупности дал надлежащую правовую оценку, правильно установив правоотношения сторон по делу.
Таким образом, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены правильно постановленного в рамках заявленных требований решения суда.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым привести резолютивную часть решения суда, которой постановлено обязать администрацию муниципального образования "Бологовский район" ликвидировать несанкционированную свалку по указанному адресу, изложить в иной редакции, а именно: обязать администрацию муниципального образования "Бологовский район" Тверской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки по указанному адресу.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
изменить решение Бологовского городского суда Тверской области от 03 сентября 2013 года, изложив резолютивную часть решения в обязывающей части в следующей редакции:
" ... и обязать администрацию муниципального образования "Бологовский район" Тверской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки по указанному адресу",
в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.