Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Карагезова Е.Г., поступившую 30 декабря 2013 года, на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2013 года по делу по иску Карагезова Е.Г. к ОАО "Сбербанк России", Центробанку РФ, Правительству РФ, Министерству финансов РФ о признании не установление Банком России обменного курса валют РФ и СССР нарушением его прав, признании нарушением его прав отказ обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля РФ", признании незаконным не исполнение Банком России законодательства СССР, понуждении исполнять нормативные акты, понуждении Правительства РФ исполнять нормативно-правовые акты, признании действий Правительства РФ по приостановке действий норм законодательства противоречащими Конституции РФ, обязании признать, что по состоянию на 01.04.2013 г. 1 рубль СССР равен 111,24 рублям РФ, суммарная стоимость ценных бумаг СССР на 01.04.2013 г. равна _ рублей РФ, понуждении ОАО "Сбербанк России" возвратить денежные средства, присвоенные при погашении купонов ГКО СССР, понуждении Правительства РФ опубликовать остаток сбережений граждан РФ,
установил:
Карагезов Е.Г. обратился в суд с иском к ОАО "Сбербанк России", Центробанку РФ, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, в котором просил признать не установление Банком России обменного курса валют РФ и СССР нарушением его прав на обслуживание и погашение принадлежащих ему ценных бумаг СССР, приобретенных в ОАО "Сбербанк России" до 10.01.1992 г., понудить ОАО "Сбербанк России" обслуживать ценные бумаги СССР истца в соответствии с условиями их выпуска; признать незаконным бездействием нарушение Правительством РФ прав истца отказом обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля РФ" и непринятием мер для понуждения Банка России установить обменный курс валют РФ и СССР; признать незаконным нарушением прав истца не исполнение Банком России Закона СССР от 01.03.1993 г. N 1962-1 "О валютном регулировании" и п. 2 ст. 38 Закона СССР N 1829-1 от 11.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности", понудить ЦБ РФ исполнить эти нормативные акты; признать нарушением прав истца неисполнение Правительством РФ "Соглашения о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР", подписанного Правительствами СНГ от 13.03.1992 г. и Закона РФ N 3877-1 от 13.11.1992 г. "О внутреннем долге РФ", понудить Правительство РФ исполнить эти нормативные акты; признать, что многолетняя ежегодная приостановка Правительством РФ действия Постановления Правительства РФ N 82 от 29.01.2000 г. "Об утверждении положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сбербанка СССР в ЦДО РФ" противоречит Конституции РФ, поскольку предусматривает последовательное, в течение продолжительного периода времени, приостановление действий норм законодательства, являющихся правовой основой для реализации прав истца на принадлежащие ему ценные бумаги СССР, что несовместимо с конституционными гарантиями защиты его частной собственности; обязать ответчиков признать, что по состоянию на 01.04.2013 г. 1 рубль СССР равен 111,24 рублям РФ и что суммарная стоимость ценных бумаг истца СССР на 01.04.2013 г. равна _ рублей РФ, если они не представят по этим данным свой обоснованный расчет; понудить ОАО "Сбербанк России" вернуть истцу деньги, присвоенные им при погашении с соотношением 1 рубль РФ за 1 рубль СССР, принадлежавших ему купонов ГКО СССР с N 1 по N 4; понудить Правительство РФ опубликовать остаток сбережений граждан РФ по состоянию на 01.01.1992 г., указав в том числе деньги граждан-нерезидентов и деньги невостребованных счетов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является держателем непогашенных ценных бумаг СССР, имеет 200 штук Государственных казначейских обязательств СССР выпуска 1990 г. номиналом _ рублей СССР каждое, с неотделенными 2400 штуками купонов с N _ по N _ номиналом _ рублей СССР каждый, 30 штук сертификатов Сбербанка СССР номиналом _ рублей СССР каждый, 3 штуки номиналом _ рублей СССР каждый и 6 штук номиналом _ рублей СССР каждый, а также облигации Государственного внутреннего выигрышного займа СССР выпуска _ года (в количестве три штуки номиналом _ рублей СССР каждая), одна облигация номиналом _ рублей СССР и 20 штук облигаций номиналом _ рублей СССР каждая. Российская Федерация в лице ответчиков отказывается произвести конвертацию принадлежащих истцу ценных бумаг СССР в валюту РФ в соответствии с обменным курсом валют РФ или на основании стоимости долгового рубля РФ, установить их реальную стоимость, обслуживать и погашать их в соответствии с условиями их выпуска и законодательством РФ. Отсутствие установленного ЦБ РФ обменного курса валют РФ и СССР и самовольно установленное соотношение валют РФ и СССР 1 рубль РФ за 1 рубль СССР позволило ОАО "Сбербанк России" экспроприировать деньги граждан при погашении ценных бумаг СССР, а ЦБ РФ позволило не исполнять закон, обязывающий его обеспечить ОАО "Сбербанк России" денежными средствами. В 2000 г. было завершено принятие пакета нормативных актов, обязывающего Правительство РФ обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля". ОАО "Сбербанк России", ЦБ РФ, Правительство РФ и Минфин РФ, по мнению истца, несут солидарную ответственность за необслуживание принадлежащих ему ценных бумаг СССР в соответствии с обменным курсом валют РФ и СССР. Как указал истец, ОАО "Сбербанк России" и его гарант ЦБ РФ обязаны обслуживать ценные бумаги СССР истца, а Россия, в лице Правительства РФ и Минфина РФ, обязана обеспечить их обслуживание на основании законов РФ. На основании контрольной стоимости корзины необходимого социального набора и долгового рубля РФ, определенного Региональным "Московским Союзом общественных объединений вкладчиков и акционеров", по состоянию на 01.04.2013 г., истец установил, что стоимость его ценных бумаг СССР равна _ рублей РФ.
Региональный "Московский союз общественных объединений вкладчиков и акционеров" заявил самостоятельные исковые требования к Министерству финансов РФ, Правительству РФ, ЦБ РФ, ОАО "Сбербанк России", просил признать ч. 17 ст. 137 Федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете" нарушением ранее принятого и действующего Федерального закона от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ, Федерального закона от 10.05.1995 г. N 7-ФЗ, Федерального закона РФ от 06.07.1996 г. N 87-ФЗ и прав вкладчиков закрепленных в названных Федеральных законах в части выкупа ценных бумаг СССР в рублях РФ по номиналу рублей СССР; признать принятие Федерального закона N 237-ФЗ о приостановке Федерального закона от 04 февраля 1999 года "О базовой стоимости необходимого социального набора" нарушением Федерального закона от 06.07.1996 г. N 87-ФЗ и Федерального закона РФ от 10.05.1995 г. N 73-Ф3 и нарушением статьи 55 (часть 2, 3), статей 1, 2, 6 (часть 2), 7, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации; признать незаконным искажением информации о размере внутреннего государственного долга РФ не включение Минфином РФ в расчет состава государственного внутреннего долга суммы долговых обязательств по гарантированным сбережениям граждан РФ с сохранением их ценности по покупательной способности вложенных денежных средств на момент их вложения; признать действия Государственной Думы Федерального собрания РФ и Совета Федерации Федерального Собрание РФ по приостановке федерального закона от 04 февраля 1999 года N 21-ФЗ, а также, непринятие Федеральных законов, необходимых для действительной реализации права членов Союза на восстановление гарантированных сбережений и их обслуживание, нарушением статьи 35, статьи 55 (часть 2, 3), статей 1, 2, 6 (часть 2), 7, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2013 года постановлено:
В удовлетворении иска к ОАО "Сбербанк России", Центробанку РФ, Правительству РФ, Министерству Финансов РФ о признании не установление Банком России обменного курса валют РФ и СССР, нарушением прав истца, признании нарушением права истца отказ обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля РФ", признании незаконным не исполнение Банком России законодательства СССР, понуждении исполнять нормативные акты, понуждении Правительства РФ исполнять нормативно-правовые акты; признании действий Правительства РФ по приостановке действий норм законодательства противоречащими Конституции РФ; обязании признать, что по состоянию на 01.04.13 г. 1 рубль СССР равен 111,24 рублям РФ, суммарная стоимость ценных бумаг СССР на 01.04.13 г. равна _ рублей РФ; понуждении ОАО "Сбербанк России" возвратить денежные средства, присвоенные при погашении купонов ГКО СССР, понуждении Правительства РФ опубликовать остаток сбережений граждан РФ - отказать.
В удовлетворении самостоятельных исковых требований Регионального "Московского союза общественных объединений вкладчиков и акционеров" к ОАО Сбербанк России, Минфину РФ, Центробанку РФ, Правительству РФ признать часть 17 ст. 137 Федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете" нарушением ранее принятого и действующего Федерального закона РФ от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ, Федерального закона РФ от 10.05.1995 г N 7-ФЗ и Федерального закона РФ от 06.07.1996 г. N 87-ФЗ и прав вкладчиков закрепленных в названных Федеральных законах в части выкупа ценных бумаг СССР в рублях РФ по номиналу рублей СССР; признать принятие Федерального закона от 11 февраля 2012 года N 237-ФЗ "О федеральном бюджете" о приостановке Федерального закона от 04 февраля 1999 года ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" нарушением Федерального закона от 06.07.1996 года N 87-ФЗ и Федерального закона РФ от 10.05.1995.г N 73-Ф3 и нарушению статьи 55 (часть 2. 3). статей 1. 2. 6 (часть 2), 7. 15 (часть 4), 17 (часть 1). 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации; признать незаконным искажением информации о размере внутреннего государственного долга РФ не включение Минфином РФ в расчет состава государственного внутреннего долга суммы долговых обязательств по гарантированным сбережениям граждан РФ с сохранением их ценности по покупательной способности вложенных денежных средств на момент их вложения; признать действия Государственной Думы Федерального собрания РФ и Совета Федерации Федерального Собрание РФ по приостановке федерального закона от 4 февраля 1999 года N 21-ФЗ, а также, непринятие федеральных законов, необходимых для действительной реализации права членов Союза на восстановление гарантированных сбережений и их обслуживание, нарушением ст.35, статьи 55 (часть 2, 3),статей 1,2,6 (часть 2) - отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2013 года решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Карагезов Е.Г. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с Федеральным законом от 10.05.1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года. В силу данного закона, гарантированные сбережения граждан переоформлены в целевые долговые обязательства Российской Федерации, имеющие статус ценных бумаг. При этом переоформление должно осуществляться исходя из уровня покупательной способности денег в 1990-1991 годах, с применением для этих целей устанавливаемой ежемесячно долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства.
В силу положений ст. 15 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", Правительству Российской Федерации надлежало в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона установить и ввести в действие процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
В рамках исполнения данного положения Федерального закона Правительством Российской Федерации 29 января 2000 года принято постановление N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", которое вступило в силу 11 февраля 2000 года.
Впоследствии действие настоящего Постановления неоднократно приостанавливалось, начиная с 2003 года.
В настоящее время действие Постановления приостановлено до 01 января 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 112.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", величина номинала целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 года. При этом с января 1996 года на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Согласно ст. 8 ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", сертификаты Сберегательного банка СССР переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сертификаты Российской Федерации. С даты перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации на данный целевой сертификат Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Согласно Федеральному закону от 06.07.1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", долговая стоимость одного долгового рубля должна применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
В рамках реализации положений указанного Федерального закона, в том числе его статей 2-4, согласно которым долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора, подлежащей установлению Федеральным законом, был принят Федеральный закон от 04 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора".
В связи с тем, что действие Федерального закона от 04.02.1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено до 01 января 2016 года, расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, в основе которого лежит указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, и этот показатель не утверждается и не публикуется.
Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона от 03 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 01 января 1994 года и которые не погашены в предыдущие годы, осуществляется в 2013 году по желанию их владельцев - граждан Российской Федерации на условиях, определенных статьей 137 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Утраченные Государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, размещенные на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, выкупу не подлежат.
Выкуп ценных бумаг осуществляется в соответствии с Правилами выкупа у владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г. N 230.
Согласно Правилам размер средств, подлежащих выплате по ценным бумагам, определяется исходя из номинальной стоимости ценной бумаги (в рублях СССР), компенсации в размере 40 процентов номинальной стоимости соответствующей ценной бумаги и дохода по этой бумаге на 1992-2003 годы.
На ранее оплаченные государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР действие Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ и Правил не распространяется.
Дополнительных компенсаций по ранее оплаченным государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка ССР законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что каких-либо нарушений действующего законодательства в действиях ответчиков не имеется.
Кроме того, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований об обязании ОАО "Сбербанк России" признать, что по состоянию на 01.04.2013 г. 1 рубль СССР равен 111,24 рублям РФ и что суммарная стоимость ценных бумаг истца на указанную дату равна _ рублей РФ, а также понудить вернуть истцу деньги, присвоенные при погашении с соотношением 1 рубль РФ за 1 рубль СССР, принадлежавших ему купонов ГКО СССР , поскольку ОАО "Сбербанк России", являясь коммерческой организацией, не осуществляет в РФ валютное регулирование рубля, кроме того, после ликвидации СССР 1 рубль СССР был приравнен к 1 рублю РФ.
Как правильно указал суд, выплата по обязательствам с применением расчета, основанного на соотношении стоимости доллара США в рублевом эквиваленте и самостоятельно вычисленном истцом размере долгового рубля действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Кроме того, суд обоснованно отказал в удовлетворении самостоятельных требований третьего лица.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы Карагезова Е.Г. не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм права и направлены по существу на переоценку собранных и исследованных судами доказательств.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Карагезова Е.Г. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2013 года по делу по иску Карагезова Е.Г. к ОАО "Сбербанк России", Центробанку РФ, Правительству РФ, Министерству финансов РФ о признании не установление Банком России обменного курса валют РФ и СССР нарушением его прав, признании нарушением его прав отказ обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля РФ", признании незаконным не исполнение Банком России законодательства СССР, понуждении исполнять нормативные акты, понуждении Правительства РФ исполнять нормативно-правовые акты, признании действий Правительства РФ по приостановке действий норм законодательства противоречащими Конституции РФ, обязании признать, что по состоянию на 01.04.2013 г. 1 рубль СССР равен 111,24 рублям РФ, суммарная стоимость ценных бумаг СССР на 01.04.2013 г. равна _ рублей РФ, понуждении ОАО "Сбербанк России" возвратить денежные средства, присвоенные при погашении купонов ГКО СССР, понуждении Правительства РФ опубликовать остаток сбережений граждан РФ, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.