Определение Московского городского суда от 25 декабря 2013 N 4г-11192/13
Судья Московского городского суда Кучерявенко А.А., изучив кассационную жалобу Кулиева М.А. оглы, поступившую в Московский городской суд 25.10.2013 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.09.2013 г. по гражданскому делу по заявлению Кулиева М.А. оглы о признании недействительным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, обязании принять на жилищный учет,
установил:
Кулиев М.А. оглы обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 16.01.2013 г., которым ему отказано в признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, обязании принять на жилищный учет. В обоснование требований заявитель ссылался на незаконность данного распоряжения, поскольку факт расторжения брака с Кулиевой Т.З. 25.09.2009 г. не свидетельствует об ухудшении жилищных условий.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 29.05.2013 г. в удовлетворении заявления Кулиева М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.09.2013 г. постановлено:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 29.05.2013 г. отменить, принять новое решение.
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 16.01.2013 г. N У58-238.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы повторно рассмотреть заявление Кулиева М.А. оглы о постановке на жилищный учет.
В кассационной жалобе Кулиев М.А. оглы ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.09.2013 г. в части обязания ДЖП и ЖФ г. Москвы повторно рассмотреть мое заявление о постановке на жилищный учет, принятии в данной части нового решения, которым возложить на ДЖП и ЖФ г. Москвы принять Кулиева М.А. оглы и членов его семьи на жилищный учет со дня подачи заявления.
По запросу от 19.11.2013 г. указанное гражданское дело истребовано из Хорошевского районного суда г. Москвы. 22.11.2013 г. дело поступило в кассационную инстанцию Московского городского суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений судебной коллегией при рассмотрении дела допущено не было.
Судом установлено, что Кулиев М.А. оглы, Кулиева Т.З., несовершеннолетние дети: Кулиев К.М. оглы, Кулиев О.М. оглы зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире N 21 по адресу: г. Москва, ****, общей площадью 38,3 кв. м, жилой площадью 20 кв. м.
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Кулиеву М.А. оглы, которое приобретено на основании договора купли-продажи от 18.04.2000 г., что подтверждено свидетельством о праве собственности от 03.05.2000 г.
Кулиев М.А. оглы состоял в браке с Кулиевой Т.З., который расторгнут 25.09.2009 г.
Распоряжением начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в СЗАО от 16.01.2013 г. N У58-288 заявителю Кулиеву М.А.о. отказано в признании его, бывшей жены и их двух несовершеннолетних детей нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, ввиду того, что заявители совершили действие, повлекшее ухудшение жилищных условий, а именно расторгли брак 25.09.2009 г.
Правоотношения по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок постановки на указанный учет, а также основания для отказа в постановке на учет урегулированы Законом г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В силу ст. 7 данного Закона признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Закона предусмотрено, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится также изменение состава семьи, в том числе, в результате расторжения брака.
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь требованиями закона, который подлежит применению, заявление Кулиева М.А. оставил без удовлетворения.
При этом суд исходил из того, что распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы от 16.01.2013 г. N *** соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку, принимая во внимание временной промежуток между расторжением Кулиевым М.А. оглы брака с Кулиевой Т.З. и обращением с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, суд действия Кулиева М.А. оглы расценил как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что препятствует постановке на соответствующий учет в течение 5 лет.
Отменяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия указала на то, что в соответствии с пунктом 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений из жилищного фонда города Москвы имеет правовое значение не сам факт расторжения брака, а факт ухудшения данными действиями жилищных условий.
Суждений относительно того, что расторжение брака между Кулиевыми привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, предшествующих постановке на учет, в решении не приведено.
Судом второй инстанции установлено, что по сведениям Управления Росреестра по г. Москве за Кулиевой Т.З., Кулиевым К.М.о., Кулиевым О.М.о. не зарегистрировано прав на жилые помещения.
Принимая новое решение по делу о частичном удовлетворении требований, судебная коллегия исходила из того, что распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы N У58-238 от 16.01.2013 г. не основано на законе, нарушает права заявителя и членов его семьи, а потому подлежит признанию незаконным, с возложением на Департамент обязанности рассмотреть заявление Кулиева М.А. оглы о постановке на жилищный учет.
По информации Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в декабре 2013 года заявители в составе четырех человек: Кулиев М.А. оглы, Кулиева Т.З. кызы, Кулиев К.М. оглы, Кулиев О.М. оглы признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В данной связи доводы подателя кассационной жалобы о неверном применении судебной коллегией норм материального права в части постановления нового решения относительно обязания ДЖП и ЖФ г. Москвы повторно рассмотреть заявление Кулиева М.А. оглы о постановке на жилищный учет, не могут повлечь отмену апелляционного определения.
Учитывая, что в настоящее время восстановлено нарушенное право Кулиева М.А. оглы состоять на учете по улучшению жилищных условий, то пересмотр оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке не соответствует положениям ст. 387 ГПК РФ и является нецелесообразным.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Кулиева М.А. оглы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.09.2013 г. по гражданскому делу по заявлению Кулиева М.А. оглы о признании недействительным распоряжения Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, обязании принять на жилищный учет - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Кучерявенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.