Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2013 N 11-32644/13
Судья: Соленая Т.В. Дело N 11-32644
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Строгонова М.В.,
судей Михалевой Т.Д., Колосовой С.И.,
при секретаре Потапове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы на решение Зюзинского районного суда г.Москвы от 20 марта 2012 года, которым постановлено:
Признать распоряжение префекта Юго-Западного административного округа г.Москвы от 14 апреля 2011 года N *** о снятии с жилищного учета семьи *** Аллы Андреевны, 2 человека, очередников округа на общих основаниях, незаконным.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить *** Аллу Андреевну и членов её семьи *** Андрея Владимировича на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ со дня постановки на учет, с 1987 года.
У с т а н о в и л а:
*** А.В., *** А.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения префектуры Юго-Западного административного округа г.Москвы от 14 апреля 2011 года N ***, возложении обязанностей восстановить их на жилищный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обосновании требований ссылались на то, что указанным распоряжением префектуры семья *** А.В., *** А.А. незаконно снята с жилищного учета в связи с тем, что отпали основания для предоставления в пользование, либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений в соответствии с п.2 ст.15 Закона города Москвы от 14.06.2006г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Считают, что у заявителей есть право быть оставленными на жилищном учете по основаниям "ограниченные удобства", в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 8 вышеназванного Закона. В квартире отсутствует ванна.
Заявители *** А.В., *** А.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель заявителей, по доверенности *** Т.И., в судебное заседание явилась, заявленные требования просила удовлетворить.
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы *** Ю.Э. в судебное заседание явился, решение вопроса по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда.
Представитель Префектуры Юго-Западного административного округа г.Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на заявленные требования не представил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Судебная коллегия, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствии заявителей *** А.В., *** А.А., представителя Префектуры Юго-Западного административного округа г.Москвы, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, выслушав представителя заявителей, по доверенности *** Т.И., представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, по доверенности *** А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит изменению в части обязания Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить *** Аллу Андреевну и членов её семьи *** Андрея Владимировича на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ со дня постановки на учет, с 1987 года.
В соответствии со ст. ст. 51-53 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 Закона города Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", если они: 1) подали явление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя.
В соответствии со ст. 9 Закона города Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", учетная норма жилой площади устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Согласно ст.3 названного Закона, жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право перейти на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с сохранением даты постановки на учет нуждающихся в указанных помещениях при изменении своего имущественного положения, в результате которого отпало условие для постановки их на жилищный учет, указанное в пункте статьи 7 настоящего Закона. При этом граждане имеют право состоять на учете только по одной из указанных категорий.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, *** А.В., *** А.А. зарегистрированы по месту жительства по адресу: *** с 08 февраля 1989 года (л.д.9).
В указанном жилом помещении также в период с 08 февраля 1989года по 05 декабря 2006 года была зарегистрирована *** И.А., которая снята с регистрационного учета в связи со смертью.
Решением исполкома Советского райсовета от 22 января 1986 года N *** семья *** Н.Е. в составе 4-х человек (*** Н.Е., 1938 года рождения, *** А.В., 1959 года рождения - сын, *** И.А., 1960 года рождения - сноха, *** А.А., 1983 года рождения - внучка) приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условиях на общих основаниях. Учетное дело N *** (л.д.15).
Жилое помещение по адресу: *** представляет собой дельно стоящий, каркасно-щитовой с засыпкой дом, приспособленный под жильё, 1950 года постройки, имеет общую площадь 41,3 кв.м., жилой площадью 24,4 кв.м., жилую комнату 24,4 кв.м., кухню 5,8 кв.м., коридор 1,3 кв.м., уборную 1,2 кв.м., столовую 4,5 кв.м., коридор 4,1 кв.м., водопровод, канализацию, центральное отопление (л.д. 13).
Распоряжением префектуры Юго-Западного административного округа г.Москвы N *** от 14 апреля 2011 года семья заявителей была снята с жилищного учета на общих основаниях .
В период нахождения семьи *** на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состав семьи изменился, и в настоящее время состоит из 2 -х человек - *** А.В. и *** А.А. дочь. В связи с изменением состава семьи, на каждого члена семьи приходится по 20,6 кв.м. общей площади, то есть более учетной нормы жилой площади на одного человека.
Из представленной в судебном заседании экспликации жилого помещения, расположенного по адресу: *** усматривается, что в указанном жилом помещении отсутствует ванна или душ.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь ст. 8 Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 года, в силу которой, основанием для признания нуждающимися в жилых помещениях является, если заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения, принимая во внимание, что согласно приложения N 1 к Закону города Москвы от 14 июня 2006г. N 29, благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен, пришел к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: *** не соответствует стандарту, которому должно отвечать благоустроенное жилое помещение, поскольку отсутствует ванна или душ, соответственно имеются основания для признания заявителей нуждающимися в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы при решения вопроса о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях семьи *** 14 апреля 2011 года N *** не учтено положение ст. 8 Закона города Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", является правильным.
При этом, суд также учел, что из представленных суду доказательств, заявители *** А.А., *** А.В. проживают в городе Москве на законных основаниях более 10 лет (с 08 февраля 1989 года), являются гражданами РФ, не совершали за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, проживают в доме, в котором отсутствует хотя бы один из видов удобств - отсутствует ванна.
В этой связи судом сделан правильный вывод, что распоряжение префекта Юго-Западного административного округа г.Москвы от 14 апреля 2011 года N *** издано с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, требования заявителей о признании указанного распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, при принятии решения о восстановлении заявителей на учете очередников округа, суд обязал Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы восстановить семью *** не на учете очередников округа, как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях с1987 года, а на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских и жилищных программ со дня постановки на учете с 1987 года, по категории учета, по которой заявители когда не состояли.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Судом первой инстанции не было учтено, что в соответствии с жилищным законодательством и Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" граждане подлежат постановке на учет как нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, что является разными категориями, и улучшение жилищных условий осуществляется в первом случае, путем приобретения гражданами жилых помещений в собственность с привлечением собственных и заемных средств, во втором случае, путем получения жилого помещения на условиях договора социального найма.
В этой связи решение Зюзинского районного суда города Москвы не может быть исполнено в установленном порядке Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, поскольку *** А.В., *** А.А., не подавали заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в материалах дела отсутствует решение органов исполнительной власти о принятии *** А.В., А.А., на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, распоряжением префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы N *** от 14 апреля 2011 года семья заявителей была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, и именно этот распорядительный акт являлся предметом судебного разбирательства в Зюзинском районном суде города Москвы.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить в части обязания Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить *** А.А., *** А.В. на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ со дня постановки на учет, с 1987 года, и вынести решение об обязании Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить заявителей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня постановки на учет, с 1987 года.
Доводы жалобы о том, что заявление об оспаривании распоряжения подано по истечении трехмесячного срока на его обжалование основанием для отмены решения служить не могут, поскольку доказательств, подтверждающих своевременность получения заявителями оспариваемого распоряжения суду не представлено.
Других правовых доводов апелляционная жалоба не содержит, решение суда в остальной части является законным и обоснованным. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой, рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328-30 ГПК РФ судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Зюзинского районного суда г.Москвы от 20 марта 2012г. изменить в части обязания Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить *** Аллу Андреевну и членов её семьи *** Андрея Владимировича на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ со дня постановки на учет, с 1987 года.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Признать распоряжение префекта Юго-Западного административного округа г.Москвы от 14 апреля 2011 года N *** о снятии с жилищного учета семьи *** Аллы Андреевны, 2 человека, очередников округа на общих основаниях, незаконным.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить *** Аллу Андреевну и членов её семьи *** Андрея Владимировича на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня постановки на учет, с 1987 года.
В остальной части решение Зюзинского районного суда г.Москвы от 20 марта 2012г. оставить без изменения, жалобу представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.