Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2013 N 11-32661/13
Судья: Андриясова А.С. гр. дело N 11-32661
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Михалевой Т.Д., Мухортых Е.Н.,
при секретаре Исмаилове Э.Т.,
с участием переводчика Шихова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФМС России по г.Москве, по доверенности *** А.Ю., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 июля 2013г., которым постановлено:
Признать заявление *** Мбумби Терил-Шнайдер обоснованным.
Отменить Решение Управления Федеральной миграционной службы РФ по г.Москве от 10 января 2012г. об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации.
Обязать УФМС России по г.Москве повторно рассмотреть заявление гражданина Республики Конго *** Мбумби Терил-Шнайдер о признании беженцем на территории Российской Федерации.
У с т а н о в и л а:
*** Мбумби Терил-Шнайдер обратился в суд с заявлением к УФМС России по г.Москве о признании незаконным решения от 10.01.2012г. об отказе ему в признании беженцем на территории России. Указывает, что ФМС России дважды отменяло решения УФМС России по г.Москве по причине отсутствия проверки достоверности полученных сведений о заявителе в части его розыска судом и ареста по политическим мотивам, однако решение от 10.01.2012г., как и предыдущие, содержит непроверенные и ошибочные утверждения и выводы, касающиеся конкретных обстоятельств дела, при его вынесении не были выполнены указания ФМС России, содержащиеся в решениях от 28.10.2010г. и 15.07.2011г. о необходимости провести проверку достоверности сведений и учесть представленные документы о розыске заявителя на территории Республики Конго.
В суде первой инстанции заявитель, его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по г.Москве в суд первой инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ФМС России не явился, извещен, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель УФМС России по г.Москве, по доверенности *** А.Ю., ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неверную оценку представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя УФМС России по г.Москвы, по доверенности *** В.В., представителя ФМС России, по доверенности *** А.Г., поддержавших доводы жалобы, заявителя *** Мбумби Терил-Шнайдер, его представителя *** М.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение вышеприведенным требованиям не отвечает.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно смыслу Конвенции 1951 года о статусе беженцев, опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в Конвенции в общем определении понятия "беженец", или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад.
В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ от 19.02.1993г. N4528-1 "О беженцах", беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19.02.1993 года N 4528-1 "О беженцах" (далее Закон N 4528-1) временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 12 Закона N4528-1).
Согласно пункту 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояния здоровья и т.д.)
Из материалов дела следует, что 01.12.2009г. гражданин Республики Конго *** Мбумби Терил-Шнайдер впервые обратился в УФМС России по г.Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации. Решением УФМС России по г.Москве от 04.06.2010г. ему было отказано.
Решением ФМС России от 28.10.2010г. указанное решение УФМС России по г.Москве отменено, т.к. не была проведена проверка достоверности полученных сведений о ходатайствующем; не учтены документы, из которых следует, что заявитель разыскивался судом в стране исхода, был арестован по политическим мотивам.
Решением УФМС России по г.Москве от 22.02.2011г. *** Мбумби Терил-Шнайдер повторно отказано в признании беженцем на территории России. Решением ФМС России от 15.07.2011г. указанное Решение УФМС России по г.Москве отменено по тем же основаниям.
10.01.2012г. Решением УФМС России *** Мбумби Терил-Шнайдер отказано в признании беженцем. При принятии Решения УФМС России по г.Москве руководствовалось отсутствием в отношении заявителя реальных опасений преследования в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, и приняв к сведению информацию, предоставленную заявителем, оценив внутриполитическую ситуацию в государстве его гражданской принадлежности, сделало вывод об отсутствии в отношении заявителя обоснованных опасений стать жертвой преследований в Республике Конго по признакам, указанным в пп.1 п.1 ст.1 ФЗ "О беженцах".
Вывод об отсутствии угрозы жизни заявителя в связи с возвращением в Конго основан на том, что по данным Интерпола ГУВД по г.Москве в базе данных Генерального секретариата Интерпола отсутствует информация о международном розыске заявителя, а также информация криминального характера. Органами миграционной службы изучены представленные заявителем документы - приказ Суда Республики Конго о приводе от 20.08.2005г.N ***; приказ Суда Высшей инстанции Браззавиль от 21.08.2005г. N***; приказ Суда Высшей инстанции Браззавиль о временном освобождении от 07.09.2005г. N*** с формулировкой "по месту требования" и адресованного непосредственно Директору Тюрьмы; повестка Департаментской службы судебной полиции от 07.09.2005г. N***; повестка Департаментской службы судебной полиции от 15.09.2005г. N***. По итогам рассмотрения документов органами миграционного контроля сделан вывод, что заявитель при наличии указанных документов смог беспрепятственно покинуть Республику Конго 04.10.2005г. и ему была оформлена многократная учебная виза, что подтверждает отсутствие оснований для признания его беженцем. Заявитель не имеет легального статуса в Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление *** Мбумби Терил-Шнайдер, исходил из того, что при вынесении решения, УФМС России по г.Москве, делая вывод о беспрепятственном выезде заявителя из Конго, не дало оценки качественной составляющей содержания указанных документов. В решении документы изложены в виде перечня, однако их содержание и правовая оценка, в том числе в совокупности со страноведческой информацией, органами государственного контроля не осуществлена. Суд в решении указал, что заявитель не имеет легального статуса в Российской Федерации, вследствие чего будет депортирован за пределы Российской Федерации. Выдача разрешения на временное проживание возможна лишь иностранному гражданину, находящемуся на территории РФ на законном основании.
Также суд первой инстанции в этом же решении указывает, что в обжалуемом заявителем решении миграционной службы дан анализ страноведческой составляющей, включающей в себя политические, социальные и общественные аспекты, что соответствует требованиям Конвенции 1951г. о статусе беженцев и пунктам 45 и 46 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев, принятого УВКБ ООН.
Судебная коллегия с выводами изложенными выше согласиться не может, поскольку судом первой инстанции решение принято при неправильном определение обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению судебной коллегии, должностные лица УФМС России по Москве, изучив представленные заявителем документы, обоснованно не усмотрели причин для опасений подвергнуться преследованиям на территории Республики Конго, гражданином которого он является, по признакам пп.1 п.1 ст.1 ФЗ от 19.02.1993г. N4528-1 "О беженцах".
При этом УФМС России по Москве исходило из того, что *** Мбумби Терил-Шнайдер при наличии вышеприведенных документов (приказа Суда Республики Конго о приводе от 20.08.2005г.N ***; приказа Суда Высшей инстанции Браззавиль от 21.08.2005г. N***; приказа Суда Высшей инстанции Браззавиль о временном освобождении от 07.09.2005г. N*** с формулировкой "по месту требования" и адресованного непосредственно Директору Тюрьмы; повестки Департаментской службы судебной полиции от 07.09.2005г. N***; повестки Департаментской службы судебной полиции от 15.09.2005г. N***) смог беспрепятственно покинуть Республику Конго 04.10.2005г. и ему была оформлена многократная учебная виза. Прибыл он в г.Санкт-Петербург, откуда сразу же выехал в г.Великий Новгород для обучения в университете Менделеева г.Новомосковск Тульской области, проживал в общежитии от данного учебного заведения.
30.09.2009г. *** Мбумби Терил-Шнайдер приказом директора РХТУ им. Д.И. Менделеева был отчислен из данного вуза. Оплату за обучение в вышеперечисленных учебных учреждениях, со слов заявителя, осуществлял его отец.
Для оформления учебной визы заявитель вылетел в Египет в г.Каир, где получил в Посольстве РФ визу учебную, однократную ОБ 609274*** 7, выданную 14.09.2008г., сроком действия до 01.10.2008г.
УФМС России по Тульской области отказало заявителю в выдаче многократной учебной визы. Данное решение заявитель оспорил в судебном порядке.
23.04.2009г. Новомосковский городской суд Тульской области удовлетворил заявление гражданина Конго *** Мбумби Терил-Шнайдер о признании незаконными действий УФМС России по Тульской области, выразившихся в отказе в выдаче ему многократной учебной визы, и обязании УФМС России по Тульской области выдать ему многократную учебную визу.
УФМС России по Тульской области обжаловала данное решение в кассационном порядке.
Кассационным определением от 16.07.2009г. судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда решение Новомосковского городского суда Тульской области от 23.04.2009г. отменила, постановила по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления гражданина Республики Конго *** Мбумби Терил-Шнайдер об оспаривании действий УФМС России по Тульской области, связанных с отказом в выдаче многократной учебной визы, отказала.
После этого заявитель в октябре 2009 года отчислен из учебного заведения РХТУ им Д.И. Менделеева, и прибыл в Москву.
01.12.2009г. *** Мбумби Терил-Шнайдер впервые обратился в УФМС России по г.Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
Ранее с ходатайством о признании беженцем в международные организации, в дипломатические представительства или консульские учреждения МИД России, других государств не обращался.
В настоящее время *** Мбумби Терил-Шнайдер нелегально проживает в г.Москве, без постановки на миграционный учет, по адресу: *** (у друзей), на жизнь зарабатывает раздачей рекламы у метро.
Из в филиала НЦБ Интерпола при ГУВД по г.Москве был получен ответ N*** от 24.12.2010г., согласно которого, *** Мбумби Терил-Шнайдер в международном розыске не находится, информация криминального характера - отсутствует.
Как следует из решения ФМС, Республика Конго является участницей ряда международных договоров в области соблюдения прав человека, в том числе "Конвенции ООН 1951г. о статусе беженцев и Протокола к ней 1967г., Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Пакта о гражданских и политических правах". По информации ФМС России: "В настоящее время Республику Конго можно отнести к числу относительно благополучных государств субрегиона Центральной Африки в плане обеспечения прав и свобод человека. В стране в полном объеме функционируют институты правового государства, в том числе, структуры, призванные содействовать соблюдению в стране основных прав и свобод человека: Экономический и социальный совет, Высший совет по свободе информации и Национальная комиссия по правам человека, на которую возложены координационные функции в правозащитной сфере. В состав комиссии входят, в том числе и представители правозащитных организаций (всего в стране действует более 10 местных правозащитных структур). В Конституции декларирована независимость судебной власти от исполнительной. Судебная система представляет собой достаточно целостный механизм и, в основном, соответствует общепринятым стандартам "европейской" модели судопроизводства, включающей суды первой, высшей инстанции, специальной юрисдикции и апелляционные суды. В Республике Конго действуют свыше 100 официально регистрированных политических партий и объединений, а также около 300 общественных организаций. В то же время социально-экономические права граждан в РК декларированы лишь формально. Республика Конго входит в число беднейших стран мира, занимая в соответствии с индексом человеческого развития 136 место среди 173. До 70 процентов населения живет за чертой бедности на средства, не превышающие один доллар США в день. Крайне высоким остается уровень безработицы. В плачевном состоянии пребывают некогда лучшие в Центральной Африке системы здравоохранения и образования. Тем не менее, несмотря на напряженную ситуацию в социальной сфере, в последние годы в РК не было отмечено организованных антиправительственных выступлений с социальными требованиями. Конституция Республики Конго гарантирует свободу вероисповедания. Фактов дискриминации по конфессиональной принадлежности в 2009-2010г.г. официально зафиксировано не было. Уголовным законодательством РК предусматривается применение смертной казни в качестве наказания за преступления против государственной и общественной безопасности (попытка осуществления государственного переворота, государственная измена и т.п.). Однако за последние годы в Конго не было зафиксировано ни одного случая вынесения судебных решений такого рода. Исключение составляют смертные приговоры, вынесенные заочно Верховным Судом РК бывшим Президенту Конго *** и министру финансов ***, проживающим в настоящее время во Франции. Многие конголезцы пытаются эмигрировать в экономические развитые страны Западной Европы, прежде всего во Францию. При этом, находящиеся в Конго выходцы из других стран. В дипломатические и консульские представительства (чаще всего стран Западной Европы), аккредитованные в РК, со стороны упомянутой категории лиц регулярно поступают ходатайства о выдаче виз под предлогом посещения этих стран с целью туризма, учебы, получения политического убежища и т.п. Зачастую используются подложные документы".
Проанализировав представленные заявителем сведения, УФМС России при вынесении решения, исходило из того, что на территории Республики Конго заявитель ни политической, ни религиозной, ни общественной деятельностью не занимался, службу в армии не проходил, участия в военных операциях и боевых действиях не принимал, в инциденты с применением насилия вовлечен не был, первоначально прибыл в Российскую Федерацию с целью получения образования, в базах данных Генерального секретариата Интерпола сведения о международном розыске, а также информация криминального характера на *** Мбумби Терил-Шнайдер отсутствует, в какие-либо дипломатические представительства, консульские учреждения либо международные организации с целью поиска убежища *** Мбумби Терил-Шнайдер не обращался, и только, когда у него начались проблемы с легальным нахождением в России, обратился с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, принимая о внимание, что первоначально заявитель прибыл в Российскую Федерацию с целью получения образования, и только спустя четыре года обратился в УФМС России по г.Москве, причем в течении этого времени заявитель обращался в посольство Республики Конго для продления гражданского паспорта, и отказа не получил, учитывая, что отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель в своей стране состоял в политических, общественных и религиозных организациях, принимал участие в боевых действиях либо был вовлечен в инциденты с применением насилия, вывод суда о том, что УФМС России по г.Москве при вынесении решения не учло все обстоятельства нахождения заявителя в Российской Федерации противоречат фактическим обстоятельствам дела и выводам решения об отказе *** Мбумби Терил-Шнайдер в предоставлении статуса беженца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что *** Мбумби Терил-Шнайдер покинул государство своей гражданской принадлежности не по обстоятельствам, предусмотренным п.п.1 п.1 ст.1 ФЗ "О беженцах". Ни в Управлении федеральной миграционной службы по Москве, ни в судебном заседании суда первой инстанции заявителем не приведено доказательств того, что имеются опасения стать жертвой преследований в Республике Конго, по признакам, указанным в п.п.1 п.1 ст.1 ФЗ "О беженцах", а поэтому решения миграционных служб об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации является правомерным.
В этой связи, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить принять новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 11 июля 2013г. отменить, принять по делу новое решение, которым:
В удовлетворении заявления об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы РФ по г.Москве от 10 января 2012г. об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации и обязании УФМС России по г.Москве повторно рассмотреть заявление гражданина Республики Конго *** Мбумби Терил-Шнайдер о признании беженцем на территории Российской Федерации отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.