Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2013 N 11-32819/13
Судья: Цывкина М.А.
Гр.дело N11-32819
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Грибовой Е.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Белоусовой Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 июня 2013 года, которым постановлено:
Иск Первого заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" о признании незаконным и запрете осуществления деятельности по выдаче удостоверений о годности к полетам воздушных судов, выдаваемых Федерацией любителей авиации России - удовлетворить.
Запретить Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" выдачу удостоверений о годности к полетам воздушных судов.
Запретить Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации" удостоверять пригодность летательных аппаратов для эксплуатации до момента получения аттестата аккредитации, выданного уполномоченного органом государственной власти.
Взыскать с Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" в бюджет города Москвы государственную пошлину за рассмотрение иска в суда в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
установила:
Московский межрегиональный транспортный прокурор обратился с иском к Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" о запрете выдачи удостоверений о готовности к полетам воздушных судов, удостоверения пригодности летательных аппаратов для эксплуатации до момента получения аттестата аккредитации, уполномоченным органом государственной власти.
Представитель Первого заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора Ковальская П.А. в судебном заседании требования иска поддержала и просила его удовлетворить.
Представители ответчика Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" Заболотский В.В., Загвоздин О.В. в судебном заседании требования иска не признали по основаниям, подробно изложенным в возражениях на отзыв, приобщенных к делу.
Представитель ответчика Ефремов Д.О. поддержал письменные возражения в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Общероссийская общественная организация "Федерация любителей авиации России", указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" Заболотского В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Калугина А.В., возражавшего против отмены постановленного судом решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В судебном заседании установлено, что Московской межрегиональной транспортной прокуратурой по обращению и.о. руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Савицкого Д.В. проведена проверка законности выдачи Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" удостоверений о готовности к полетам.
В ходе проведения вышеуказанной проверки установлены следующие обстоятельства, которые позволили суду сделать вывод о правомерности заявленных истцом исковых требований.
Пунктом 1.2 Устава ФЛА России, утвержденного учредительной конференцией 15.04.1993т. предусмотрено, что Федерация любителей авиации России (далее ФЛА России) добровольная, самоуправляемая общественная организация. ФЛА России осуществляется выдача удостоверений о годности к полетам воздушных судов, в которых указывается, что летательный аппарат изготовлен согласно действующим чертежам и Техническим условиям, принят органами технического контроля и пригоден для эксплуатации при условии выполнения требований по эксплуатации.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному вводу о том, что выдача ответчиком удостоверений о годности к полетам воздушных судов противоречит действующему законодательству.
При этом суд исходил из следующего.
Пунктом 3.1 Устава ФЛА России предусмотрено, что ФЛА России имеет право только участвовать в организации сертификации (летно-технической экспертизы) и контроле поддержания летной годности воздушных судов, в соответствии с действующими нормативными актами при методическом контроле уполномоченных государственных органов, участвовать в аттестации авиационной техники, принадлежащей членам ФЛА России. Все виды деятельности, для проведения которых требуется получение государственной аккредитации, могут осуществляться ФЛА России только после получения соответствующей аккредитации в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст.8, 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.1995г. N82-ФЗ в уставе общественного объединения могут предусматриваться положения, относящиеся к деятельности общественного объединения и не противоречащие законам.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 12.2002г. N 184-ФЗ аккредитация это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Органом по сертификации является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. При этом сертификацией называется форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно п.1, 3 ст.31 вышеуказанного Федерального закона аккредитация органов но сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, включая порядок и условия выдачи аттестатов аккредитации, порядок аттестации экспертов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд пришел к правомерному выводу о необходимости прохождения Организацией процедуры аккредитации и наличии у неё аттестата аккредитации для проведения работ по подтверждению соответствия.
Порядок аккредитации установлен в Правилах аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации, утвержденных в Постановлении Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 указанных Правил, в правилах устанавливают порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, включая порядок и условия выдачи, переоформления, подтверждения аттестатов аккредитации, приостановления и прекращения их действия, аттестации экспертов по аккредитации, а также порядок привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических паспортов для выполнения работ в области аккредитации.
В соответствии с пунктом 5.4.9 Положения о Росавиации, утвержденного Постановлением Правительством российской Федерации от 30.07.2004г. N396 (далее Положение о Росавиации) аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется также Росавиацией.
Судом правильно установлено, что для подтверждения соответствия того, что воздушные суда изготовлены согласно действующим чертежам и что летательный аппарат пригоден для эксплуатации при условии выполнения требований по эксплуатации требует от подтверждающей организации (центра от сертификации) требуется получение аттестата аккредитации именно в уполномоченном органе государственной власти.
Как пояснил в ходе проведенной прокуратурой проверки начальник инспекции по безопасности полетов ФЛА России Г.В.А. аттестат аккредитации, выданный Росавиацией или Росаккредитацией, ФЛА России не имеет. Ранее ФЛА России обращалось в уполномоченный орган в области гражданской авиации, однако им был получен отказ, который ФЛА России не обжаловался.
Согласно письму руководителя Ространснадзора от 09.11.2004г. ФЛА России не был аккредитован по причине осуществления им деятельности, противоречащий требованиям воздушного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные обстоятельства влекут за собой невозможность осуществления ответчиком деятельности по подтверждению соответствия до получения аттестата аккредитации, выданного уполномоченным органом государственной власти. При этом наличие аттестата аккредитации, выданного в системе добровольной аккредитации, то есть коммерческой организацией не может повлечь право на проведение работ по подтверждению соответствия.
Согласно ст.35, п.1 ст.36, п.3 ст.37 Воздушного кодекса РФ требования к летной годности гражданских воздушных судов определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами. участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.
Согласно п.1 ст.36, п.3 ст.37 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Указанный документ удостоверяет, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым Инструкциям. а их изготовление - соответствующим требованиям.
В соответствии с пунктами 5.4.12, 5.4.13 Положения о Росавиации, Росавиация осуществляет выдачу разрешительных документов, удостоверяющих право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.
При таких обстоятельствах, поскольку именно Росавиация наделено правом выдачи документов на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе на выдачу удостоверений о годности к полетам воздушных судов, ФЛА России не вправе осуществлять подтверждение соответствия выдачей документа, подтверждающего техническое соответствие объектов. Данный факт подтверждается информацией Ространснадзора от 24.10.2012г., Управления госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу от 25.10.2012г., межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов от 25.10.2012г.
Также п. 13 и Приложениями NN3,4 Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденных Приказом Минтранса России от 16.05.2003г. N132, п. 15 и Приложениями NN4, 5 Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общею назначения", утвержденных Приказом Минтранса России от 17.04.2003г. N118, утверждены формы документов, выдаваемых привлекаемой организацией, которые подтверждают техническое состояние летательного аппарата.
Обозрев удостоверение о годности к полетам, выдаваемое ФЛА России, суд пришел к выводу, что ФЛА России выдаются документы не по утвержденной форме, с нарушением нормативных актов воздушного законодательства.
Суд принял во внимание, п.3.1. Устава ФЛА России, согласно которому, организация имеет право только участвовать в организации сертификации в контроле поддержания летной годности воздушных судов. Полномочий по непосредственному подтверждению и выдачи каких-либо документов Устав не содержит.
Удостоверения о годности к полетам удостоверяют право осуществлять полеты и действующим законодательством прямо предусмотрена возможность выдачи таких документов только Росавиацией, ФЛА России как организация, не имеющая аттестата аккредитации, не вправе выдавать удостоверения о годности к полетам воздушных судов.
Суд правомерно указал, что выдача документов, подтверждающих техническое соответствие воздушных судов, предъявляемым к ним требованиям общественной организацией, а не уполномоченным органом государственной власти, организацией, не имеющей аттестата аккредитации, полученного в установленном законом порядке противоречит закону и создает предпосылки для эксплуатации воздушных судов, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, как пользующихся услугами ФЛА России, так и других граждан, которым могут пострадать в результате аварии воздушного судна.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом проверки и оценки суда первой инстанции.
Суд обоснованно признал их несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с п. 1,2 ст.21 ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Ответчик ссылается на то, что поскольку ФЛА России соответствует системе добровольной сертификации коммерческой организацией ООО "Авиационный центр но сертификации", то ФЛА России может удостоверять годность к полетам воздушных судов.
Однако, из ст.2 ФЗ "О техническом регулировании" следует, что органом по сертификации является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
В статье 2.1 ФЗ "О техническом регулировании" указано, что аккредитация органов но Сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется национальным органом Российской Федерации по аккредитации (Далее - национальный орган по аккредитации).
Как было отмечено выше, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется также и Росавиацией
Однако соответствующий аттестат у ФЛА России отсутствует.
Также судом правильно установлено, что только Росавиация наделана полномочиями в соответствии с Положением о Россавиации осуществлять выдачу разрешительных документов, удостоверяющих право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия. ФЛА России не вправе осуществлять подтверждения соответствия с выдачей документов, подтверждающих техническое соответствие объектов.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рамках добровольной сертификации возможно подтверждение соответствия, в связи с чем орган по сертификации должен иметь аттестат аккредитации, выданный органом по аккредитации - уполномоченным органом государственное власти, а не коммерческой организацией.
При таких данных, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Московского межрегионального транспортного прокурора о запрете Общероссийской общественной организацию "Федерация любителей авиации России" выдачи удостоверений о готовности к полетам воздушных судов, удостоверения пригодности летательных аппаратов для эксплуатации до момента получения аттестата аккредитации, выданным уполномоченным органом государственной власти.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, применил закон подлежащий применению, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на ином толковании норм права, с которыми судебная коллегия согласиться не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России"- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.