Апелляционное определение Московского городского суда от 11 декабря 2013 N 11-37518/13
Судья: Жребец Т.Е.
Гр. дело N 11-37518
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 декабря 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Грибовой Е.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Белоусовой Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Холод С.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03 июня 2013 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Холода С.А. обязать ДЖО МО РФ восстановить его в реестр граждан, нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны РФ - отказать.
установила:
Холод С.А. обратился с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ) и просил обязать ДЖО МО РФ восстановить его в реестре граждан, нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны РФ. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что проживает в жилом помещении по адресу: <_> на основании договора служебного найма, т.к. нуждается в жилом помещении по линии Министерства обороны РФ и распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы. Уволен с военной службы по контракту 26.08.2006г. 08.10.2012г. ответчиком принято решение о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на п. 13.1 Положения.
Стороны в судебное заседание не явились, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Холод С.А., ссылаясь на то, что истец не был извещен о слушании дела надлежащим образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Законность и обоснованность постановленного судом решения проверена в апелляционном порядке.
Холод С.А., его представитель Антонов Е.Ю. в заседание судебной коллегии явились, просили решение суда отменить, исковые требования поддержали.
Представитель ДЖО МО РФ в заседание судебной коллегии не явился. ДЖО МО РФ извещено надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении не представлено.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права.
В силу ч. 4 п. 2 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Разрешая заявленные исковые требования в отсутствии истца и его представителя, суд первой инстанции исходил из того, что Холод С.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Между тем данный вывод суда не основан на материалах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих извещение истца Холод С.А. о дате, времени и месте судебного заседания 03 июня 2013 года.
При таких данных постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным, так как судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права и подлежит отмене с принятием в соответствии с положениями ст.328 ГПК РФ нового решения.
Исходя из материалов дела, истец проходил военную службу, приказом от 24.08.2006г. был досрочно уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет календарная - 22 года.
Как видно из предоставленного в материалы дела Распоряжения от 08.11.2001г. N<_> истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.13).
Согласно решению от 08.10.2012г. ДЖО МО РФ истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, исключен из реестра, в связи с тем, что из документов представленных истцом на внесение изменений в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, следует, что жена Холода С.А. - Никитина О.А., зарегистрирована по месту жительства с 02.02.94г. по настоящее время в 2-х комнатной квартире, общей площадью 45,8 кв.м., по адресу: <_>, также в данной квартире зарегистрирован сын Никитиной О.А. - Никитин С.Ю. и ее <_> - А.Т.С., обеспеченность которых общей площади жилого помещения составляет более 10 кв.м. Таким образом, оснований для признания Никитиной О.А. нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма не имеется. При проверке жилищного дела истца было установлено, что Холод С.А. в составе семьи из 3 человек в 1991 году был обеспечен от Министерства обороны РФ 2-х комнатной квартирой общей площадью 42 кв.м. по адресу: <_>, в которой он по настоящее время зарегистрирован. Распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы от 08.11.2001г. было утверждено решение ГлавКЭУ МО РФ о постановке Холода С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющего обеспеченность 14 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. В то же время в соответствии с п. 13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, норма постановки на учет в 15 кв.м. общей площади применялись для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа. Квартира по адресу <_>, не является квартирой коммунального заселения и квартирой гостиничного типа. В связи с чем ДЖО МО РФ пришел к выводу о том, что основания для принятия Холода С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2001 году отсутствовали.
В соответствии с п. 1 (абз.1) ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" функции уполномоченного органа по ведению реестра и распределению военнослужащим жилых помещений в настоящее время выполняет Департамент. Департамент распределяет жилые помещения, получаемые Министерством обороны Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, военнослужащим, включенным в реестр. В функции Департамента, также входит организация работы по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
Для признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (далее Инструкция), в соответствующее структурное подразделение Министерства обороны РФ, необходимо предоставить заявление по установленной форме, а также поименованные в Инструкции документы.
В соответствии с положениями п. 10 Инструкции, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В силу п. 10 Инструкции, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору
социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.... Военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра.
В силу п. 13.1 Постановления Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве", действовавшего с 12.03.2001г. по 24.05.2003г., нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
Из материалов дела усматривается, что Холод С.А. в составе семьи 3 человек был обеспечен Министерством обороны отдельной двухкомнатной квартирой общей площадью 42,0 кв.м. по адресу: <_>, в которой он зарегистрирован по настоящее время.
Как указано выше, норма постановки на учет 15 кв.м. применяется для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
Вышеуказанная квартира <_> по адресу: <_> не является квартирой коммунального заселения и квартирой гостиничного типа.
Поэтому при постановке истца на жилищных учет применению подлежала норма обеспеченности жилым помещением 10 кв.м., а не 15 кв.м.
Однако Холод С.А. незаконно был поставлен на учет, как имеющий обеспеченность 14,0 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. А также неправомерных действий должностных лиц или органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Аналогичные положения содержатся в п.10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений". При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу о законности оспариваемого решения от 08.10.2012г. ДЖО МО РФ N<_> о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях вынесенное в отношении Холода С.А. и отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании ДЖО МО РФ восстановить его в реестр граждан нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны РФ.
Ссылка в жалобе на положения Закона г. Москвы N 22 от 15.01.2003 г., не может быть принята во внимание, так как истец был поставлен на учет в 2001 году, до вступления в законную силу указанного положения.
На момент постановки истца на жилищный учет действовало Постановление Московской государственной Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".
Довод жалобы о том, что в соответствии с вышеуказанным Постановлением квартира не подлежала коммунальному заселению, вследствие чего норма постановки на учет составляет менее 15 кв.м. на каждого проживающего, не может быть принят во внимание.
В соответствии с п.13.2 вышеуказанного Постановления граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не предусмотрено законодательством) и занимают отдельные квартиры, которые в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, в том числе перечнем, установленным приложением 1, а также на основании судебного решения не подлежат коммунальному заселению, при условии, что в квартире, где проживает несколько семей, на каждого проживающего приходится менее 15 квадратных метров общей площади.
Между тем, решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 15 октября 2001 года в удовлетворении иска Холод С.А. к Б.Л.Г. об обязании изменения договора найма жилого помещений отказано.
Холод С.А. имеет право пользования всей квартирой.
Доказательств заключения отдельных договоров социального найма на квартиру по адресу: <_>, судебной коллегии не представлено.
Поэтому оснований считать лиц, проживающих в вышеуказанном жилом помещении, разными семьями, исходя из положений жилищного законодательства, у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03 июня 2013 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Холода С.А. обязать ДЖО МО РФ восстановить его в реестр граждан нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны РФ - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.