Апелляционное определение Московского городского суда от 22 ноября 2013 N 11-37523/13
Судья: Жребец Т.Е.
Гр.дело N11- 37523
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2013 года г. Москва.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Грибовой Е.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Пучкове А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Ерашева Ю.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Ерашева Ю.М. о признании бездействия командира войсковой части 06987-А, выразившееся в непринятии необходимых мер для включения Ерашева Ю.М. в единый реестр очередников на получение жилого помещения незаконным, обязании руководителя ДЖО МО РФ включить Ерашева Ю.М. в единый реестр очередников на получение жилого помещения с 1999 года - отказать.
установила:
Заявитель Ерашев Ю.М. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ и просил признать бездействие командира войсковой части <_>, выразившееся в не принятии необходимых мер для включения его в единый реестр очередников на получение жилого помещения незаконным, обязании руководителя ДЖО МО РФ включить его в единый реестр очередников на получение жилого помещения с 1999 года. Заявление мотивировано тем, что Ерашев Ю.М. был уволен в 1999 году, в 1999 год он также обратился с рапортом на имя командира войсковой части <_> с просьбой признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения с указанием избранного места жительства. Однако в конце декабря 2011 года заявитель обнаружил, что его фамилия отсутствует в реестре военнослужащих нуждающихся в жилье, который ведет ДЖО МО РФ, в связи с этим, он обратился с заявлением на имя командира войсковой части <_>, от которого был получен ответ от 07.02.2012г. о том, что в связи с увольнением в 1999 году Ерашеву Ю.М. необходимо было встать на компьютерный учет в Калужскую КЭЧ района, однако он туда не обратился. Кроме того, 15.03.2012г. заявитель направил в адрес руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявление, приложив комплект документов, с просьбой рассмотреть вопрос о постановке его в базу данных ДЖО МО РФ для получения жилья.
Как усматривается из заявления, оно подано заявителем в суд в порядке особого производства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Заинтересованные лица: руководитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ), командир войсковой части <_> о дате и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили. Врио командира в/ч <_> просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Ерашев Ю.М., ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Ерашева Ю.М. Бутина Д.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, что Ерашев Ю.М. был уволен с военной службы в 1999 году. Выслуга лет в ВС на 24.08.99 г. 14 лет 00 мес. 30 дней календарная.
27.07.1999г. Ерашев Ю.М. подал рапорт на имя командира войсковой части <_> с просьбой признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения с указанием избранного места жительства. Также указал на то, что в настоящее время проживает в служебной квартире на территории закрытого военного городка по адресу: <_>.
Как указывает заявитель в конце декабря 2011 года, т.е. спустя более чем 10 лет, заявитель обнаружил, что его фамилия отсутствует в реестре военнослужащих нуждающихся в жилье, который ведет ДЖО МО РФ, в связи с этим, он обратился с заявлением на имя командира войсковой части <_>, от которого был получен ответ от 07.02.2012г. о том, что в связи с увольнением в 1999 году Ерашеву Ю.М. необходимо было встать на компьютерный учет в Калужскую КЭЧ района, однако он туда не обратился.
Кроме того, 15.03.2012г. заявитель направил в адрес руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявление, приложив комплект документов, с просьбой рассмотреть вопрос о постановке его в базу данных ДЖО МО РФ для получения жилья.
Полагая свое право нарушенным, Ерашев Ю.М. 11.07.2012г. обратился в суд в заявлением об оспаривании бездействия командира войсковой части <_>, выразившееся в не принятии необходимых мер для включения его в единый реестр очередников на получение жилого помещения, обязании руководителя ДЖО МО РФ включить его в единый реестр очередников на получение жилого помещения с 1999 года.
В соответствии с положениями ст. 15 (п.1, 13, 14) Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей на дату увольнения заявителя из рядов Вооруженных Сил РФ, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 14. Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что требования Ерашева Ю.М. о признании бездействия командира войсковой части <_>, выразившееся в не принятии необходимых мер для включения его в единый реестр очередников на получение жилого помещения незаконным, обязании руководителя ДЖО МО РФ включить его в единый реестр очередников на получение жилого помещения с 1999 года удовлетворены быть не могут, поскольку как видно из рапорта заявителя от 27.07.1999г. Ерашев Ю.М. был обеспечен жильем по адресу: <_>, в который ныне и зарегистрирован, как это видно из выданной Ерашевым Ю.М. доверенности на имя своего представителя от 09.04.2012г. и удостоверенной нотариусом, в случае перемены им места своего жительства он должен был быть обеспечен жилым помещением не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительство органами местного самоуправления по установленным нормам. В этом случае, заявитель должен был сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Суд не нашел правовых оснований для признания действий (бездействий) командира войсковой части <_>, ДЖО МО РФ незаконными, нарушающими права и свободы Ерашева Ю.М., либо создающими препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод.
Кроме того, суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем был пропущен 3-х месячный срок для обращения в суд с заявлением со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд дал оценку ссылкам представителя заявителя о наличии уважительных причин пропуска срока на обращение, обоснованно признав их несостоятельными.
Суд также указал, что при наличии спора о праве Ерашева Ю.М. на обеспечение его жильем по линии Министерства обороны РФ, он не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Выводы суда первой инстанции обоснованы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными судебной коллегией не установлено.
Ссылка Ерашева Ю.М. на нарушение судом норм материального и процессуального права, не состоятельна.
В материалы дела Ерашевым Ю.М. был представлен только рапорт от 27 июля 1999 года на имя командира войсковой части <_>, с просьбой признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения в городах О., Л., Б. Московской области.
Данный рапорт был направлен на рассмотрение жилищной комиссии.
Доказательств того, что Ерашев Ю.М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат.
Также из материалов дела усматривается, что в установленном порядке в связи с увольнением в 1999 году заявитель на компьютерный учет в Калужскую КЭЧ района не встал.
Таким образом, основания для признания незаконным бездействия командира войсковой части <_> отсутствуют.
В ДЖО МО РФ заявитель заявление с просьбой включить его в базу данных с приложением комплекта документов направил 15 марта 2012 года. Как указывает заявитель, отказ ДЖО МО РФ получен не был.
Таким образом, права Ерашева Ю.М. действиями ДЖО МО РФ не нарушены.
Суд правильно указал, что при наличии спора о праве между ДЖО МО РФ и заявителем он вправе обратиться в суд в порядке искового производства.
В соответствии с положения ми ч.1 и 2 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что Ерашевым Ю.М. пропущен установленный вышеуказанной правовой нормой для обращения в суд.
Из материалов дела усматривается, что Ерашев Ю.М. узнал о нарушении своих прав в 2011 году, когда ему стало известно об образовании Департамента жилищного обеспечения МО РФ и упразднении жилищных комиссий. Тогда же заявитель ознакомился с единым реестром очередников на официальном сайте Министерства обороны РФ и выяснил, что его кандидатура в указанном реестре не значится. Данные обстоятельства подтверждаются заявлением Ерашева Ю.М.(л.д.19).
В суд Ерашев Ю.М. с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ обратился только 11 июля 2012 года, с пропуском срока для обращения в суд.
Доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд Ерашевым Ю.М. не представлено.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерашева Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.