Апелляционное определение Московского городского суда от 22 ноября 2013 N 11-37624/13
Судья: Печенина Т.А.
Гр.дело N11-37624
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Грибовой Е.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Пучкове А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Аббясовой Р.Р. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 января 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Аббясовой Р.Р. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуре ЦАО г. Москвы, 3-е лица Аббясов И.К., Аббясов К.Л. о признании незаконным распоряжения Префекта ЦАО от 02 августа 2010г. N 257-рзп о снятии с очереди по улучшению жилищных условий, обязании предоставить ей и Аббясову И.К. на семью из двух человек жилое помещение согласно установленным нормам предоставления жилой площади - отказать.
установила:
Аббясова Р.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуре ЦАО г. Москвы о признании незаконным распоряжения Префекта ЦАО от 02 августа 2010г. N 257-рзп о снятии с очереди по улучшению жилищных условий, обязании предоставить ей и Аббясову И.К. на семью из двух человек жилое помещение согласно установленным нормам предоставления жилой площади. Свои требования мотивировала тем, что на условиях договора социального найма в составе семьи из трех человек ( она, <_> Аббясов И.К., <_> Аббясов К.Л.) занимает три комнаты в коммунальной квартире <_> в д. <_> стр. <_> по <_> бульвару в г. <_>, площадью жилого помещения 63,42 кв.м.; с 1987г. истец и указанные граждане состояли на учете по улучшению жилищных условий по категории "долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения".
Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 02 августа 2010г. N 257-рзп истцу и А.Т.К., К.Л. в порядке улучшения жилищных условий была предоставлена 2-комнатная квартира площадью жилого помещения 59,6 кв.м. по адресу: <_> со снятием всех троих с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец указывает, что копию указанного распоряжения она не получала; ей не могло быть предоставлено указанное жилое помещение на троих, т.к. она с бывшим мужем не являются членами одной семьи; размер площади жилого помещения по ул. <_> менее нормы предоставления.
Считая, что ее права нарушены, истец просила суд о признании незаконным распоряжения Префекта ЦАО от 02 августа 2010г. N 257-рзп о снятии с очереди по улучшению жилищных условий, обязании предоставить ей и Аббясову И.К. на семью из двух человек жилое помещение согласно установленным нормам предоставления жилой площади.
В судебном заседании истец, ее представитель по доверенности Сероштанова Е.В. требования поддержали в полном объеме.
ДЖП и ЖФ г. Москвы в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд слушать дело в отсутствии своего представителя, возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на него.
Префектура ЦАО г. Москвы в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
3-е лица в суд не явились, извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Аббясова Р.Р., ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Аббясовой Р.Р., Аббясова И.К. Сероштанову Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В соответствии со ст.20 указанного Закона г. Москвы, жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.4 ст.23 этого же Закона г. Москвы, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.21 этого же Закона г. Москвы, решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, включенным в утверждаемую Правительством Москвы программу обеспечения жилыми помещениями.
В случае отказа жителей города Москвы от трех предложенных различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на год, предлагается не более трех жилых помещений.
В случае отказа жителей города Москвы, включенных в отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, уполномоченные органы в порядке, установленном статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона, принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения соответствующего договора.
При принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
В зависимости от результатов проверки принимается следующее решение:
1) о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
2) об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона;
3) о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.
О принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы сообщают гражданину, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения, в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.
Согласно ст.41 Закона г. Москвы от 14 июня 2006г., договор о предоставлении жилого помещения заключается между гражданином и городом Москвой в лице уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения о предоставлении жилого помещения.
В случае отказа гражданина от заключения договора или пропуска им срока, указанного в части 1 настоящей статьи, более чем на один месяц по неуважительной причине решение признается уполномоченными органами, принявшими его, недействительным и гражданин снимается с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с обязательным письменным уведомлением его об этом. Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела, истец на условиях договора социального найма в составе семьи из трех человек ( она, <_> Аббясов И.К., <_> Аббясов К.Л.) занимает три комнаты в коммунальной квартире <_> в д. <_> стр. <_> по <_> бульвару в г. <_>, площадью жилого помещения 63,42 кв.м.; с 1987г. истец и указанные граждане состояли на учете по улучшению жилищных условий по категории "долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения".
В связи с подходом очереди на улучшение жилищных условий в 2007г. истцу, ее <_> и <_> было предложено три варианта квартир с освобождением занимаемых комнат:
-3-комнатная квартира, площадью жилого помещения 70,2 кв.м. по адресу <_> ( от предложенного варианта истец отказалась - л.д.39);
-4-комнатная квартира площадью жилого помещения 64,4 кв.м. по адресу - <_> (от предложенного варианта истец отказалась - л.д.42),
-3-комнатная квартира площадью жилого помещения 64,4 кв.м. по адресу - <_> (от предложенного варианта истец отказалась -л.д.43).
В связи с изложенным распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 26 декабря 2007г. N 7169-рзп семья истицы была исключена из плана обеспечения жильем на 2007г. и переведена в отдельный список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Впоследствии истцу, ее сыну и бывшему мужу были предложены следующие квартиры с освобождением занимаемых комнат:
-3-комнатная квартира, площадью жилого помещения 63,2 кв.м. по адресу <_> ( от предложенного варианта истец отказалась - л.д.45);
-3-комнатная квартира , площадью жилого помещения 72,4 кв.м. по адресу - <_> (от предложенного варианта истец отказалась - л.д.46),
Также была предложена 2-комнатная квартира, площадью жилого помещения 55,1 кв.м. по адресу: <_> (в виде исключения - на семью из двух человек - истец, ее <_>). От указанного варианта истица также отказалась (л.д.47).
Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 02 августа 2010г. N 257-рзп истцу и А.Т.К., К.Л. в порядке улучшения жилищных условий была предоставлена 2-комнатная квартира площадью жилого помещения 59,6 кв.м. по адресу - <_> со снятием всех троих с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
От получения данной квартиры истица также отказалась (л.д.50).
Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 22.12.2010г. N 4364 -рзп распоряжение от 02 августа 2010г. N 257-рзп признано утратившим силу, семья истца снята с жилищного учета.
Как пояснила истец в судебном заседании, от получения указанных квартир она действительно отказывалась, т.к. не желает вновь проживать в коммунальной квартире, считает, что ей с <_> должно быть предоставлено отдельное от ее <_> жилое помещение. От 2-комнатной квартиры, площадью жилого помещения 55,1 кв.м. по адресу: <_>, которая предоставлялась ей на двоих с сыном, она отказалась, т.к. она ( квартира) находилась за пределами кольцевой дороги.
Оценив изложенное в совокупности, суд пришел к выводу, что все указанные выше квартиры, предлагаемые семье истца, соответствовали положениям указанных выше норм Закона г. Москвы от 14 июня 2006г. N 29"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" - находились в черте г. Москвы (в т.ч. квартира по адресу - <_> (Западный административный округ)) , соответствовали по норме предоставления, являлись благоустроенными (доказательств обратного истцом суду, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представлено).
Судом учтено, что требования истца, заявленные к ДЖП и ЖФ г. Москвы, о предоставлении ей и сыну квартиры отдельно от бывшего супруга не соответствуют положениям ч.4 ст.23 вышеуказанного Закона г. Москвы.
Суд также обоснованно принял во внимание, что распоряжением Префекта ЦАО г.Москвы от 22.12.2010г. N 4364 -рзп распоряжение от 02 августа 2010г. N 257-рзп, которое оспаривает истец, признано утратившим силу, в том числе и в части снятия ее семьи с жилищного учета; семья истца снята с жилищного учета распоряжением Префекта ЦАО г.Москвы от 22.12.2010г. N 4364 -рзп, которое истцом не оспаривается.
Доводы жалобы не влекут отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов усматривается, что факт отказа истца от предоставленной квартиры по адресу: <_> подтвержден подписями сотрудников ДЖП и ЖФ г. Москвы.
Кроме того, несогласие истца на получение вышеуказанной квартиры подтверждается также перепиской Аббясовой Р.Р. с ответчиком, содержанием искового заявления, апелляционной жалобы, из которых следует, что истец считает, что данная квартира не соответствует нормам предоставления.
Доводы жалобы о том, что истцу и третьим лицам Аббясову И.К., Аббясову К.Л. должна быть предоставлена не двухкомнатная, а трехкомнатная квартира, не может быть принята во внимание.
В соответствии с положениями ст.20 Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Ссылка в жалобе на то, что положениями указанной правовой нормы установлено также, что вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем: на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров, не может быть принята во внимание, так как положения данной статьи устанавливают право жилищных органов на предоставление жилых помещений, связанных с их конструктивными особенностями и не закрепляют обязанность ДЖП и ЖФ г. Москвы по предоставлению на семью из трех граждан, в состав которой нет супругов трехкомнатной квартиры.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным Законом города Москвы жилищные органы обязаны предоставлять гражданам, состоящим на жилищном учете жилые помещения размер которых определяется в соответствии с ч.4 ст.20 указанного Закона как произведение количества заявителей на норму предоставления на одного человека (18 кв.м.), но не может быть более на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.
Законодатель не обязывает жилищные органы предоставлять на семью из трех человек, в составе которой нет супругов трехкомнатную квартиру площадью до 74 кв.м.
Исходя из материалов дела, предоставляемая семье истца квартира по адресу: <_> является двухкомнатной, имеет площадь жилого помещения 59,6 кв.м., что соответствует нормам предоставления.
Требования истца, заявленные к ДЖП и ЖФ г. Москвы о предоставлении ей и <_> квартиры отдельно от <_>, не соответствуют положениям ч.4 ст.23 вышеуказанного Закона.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что истцу с сыном в порядке исключения предлагалась двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 55,1 кв.м. по адресу: <_>. От указанного варианта истец также отказалась.
В соответствии с положениями ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Исходя из материалов дела, истцом обжаловалось распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы от 02 августа 2010 года N 257-рзп о снятии с очереди по улучшению жилищных условий.
Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 22.12.2010г. N 4364-рзп распоряжение от 02 августа 2010г. N 257-рзп, которое оспаривает истец, отменено, в том числе и в части снятия истца и членов ее семьи с жилищного учета.
Таким образом, права истца оспариваемым распоряжением не нарушены.
Как указано выше, требований о признании незаконным распоряжения Префекта ЦАО г.Москвы от 22.12.2010г. N 4364 -рзп истцом не заявлялось.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аббясовой Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.