Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2013 N 11-37705/13
Судья: Каржавина Н.С.
Гр.дело N11-37705
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2013 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Гончаровой О.С., Грибовой Е.Н.,
при секретаре Филимонове Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе ДЖП и ЖФ г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
Признать Адамову Т.С., Кушнарева Д.И. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признать Адамову Т.С., Кушнарева Д.И., имеющими право на предоставление (в дополнение к занимаемой комнате) по договору социального найма освободившихся двух смежных комнат, жилой площадью 16,8 кв.м. и 11,7 кв.м. в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_>.
В удовлетворении остальной части иска Адамовой Т.С., Кушнарева Д.И. - отказать.
установила:
Адамова Т.С., Кушнарев Д.И. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО о признании нуждающимися в жилых помещениях, признании права на предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому и об обязании заключения договора социального найма. Свои требования мотивировали тем, что проживают по договору найма жилого помещения в комнате, площадью 11,8 кв.м, в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_>. В указанную комнату истцы вселились на законных основаниях: Адамова Т.С.- в апреле 1981 года по обменному ордеру (наниматель), а Кушнарёв Д.И.- в апреле 1996 года по заявлению нанимателя, как <_> (член семьи) нанимателя. Занимают указанную комнату по настоящее время, несмотря на то, что <_>года брак между истцами Хамовническим отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы был расторгнут (копия свидетельства о расторжении брака прилагается), а 12.07.2011 между истцами и ответчиком был заключён договор социального найма за N <_>, предметом которого стала занимаемая истцами комната. Жилищные условия с момента расторжения между истцами брака 09.07.1998г. по настоящее время остаются неизменными и представляют собой занимаемую бывшими супругами одну комнату, общей площадью 22,1 кв.м., жилой -11,8 кв. м., в квартире коммунального заселения.
Истцы указывают, что в соответствии с требованиями п.1 ст. 10 Закона города Москвы N29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", истцы относятся к жителям, нуждающимся в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, позиция истцов полностью совпадает и с позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении от 15.03.2011 г. по гражданскому делу N 5В-10-102.
Истцы просили суд признать их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признать их имеющими право на предоставление (в дополнение к занимаемому) по договору социального найма освободившихся жилых помещений в виде 2 смежных комнат в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_>. Обязать ответчика заключить договор социального найма на отдельную квартиру, расположенную по указанному адресу.
Истцы в судебное заседание не явились, направили в суд своего представителя по доверенности адвоката Горшкову О.В. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО самостоятельным юридическим лицом не является, представляет собой структурное подразделение ДЖП и ЖФ г. Москвы. В суд поступил письменный отзыв на иск, согласно которому ответчик иск не признает, просит в иске отказать, поскольку истец Адамова Т.С. расторгла брак в 2011 году, т.е. с момента расторжения брака прошло менее пяти лет. Кроме того, квартира, в которой проживают истцы, превышает по площади значительно ту площадь, на которую они могли бы претендовать. Представлены суду копии документов на предоставление комнат в коммунальной квартире.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ДЖП и ЖФ г.Москвы в апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ДЖП и ЖФ г. Москвы Соколинскую И.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Адамовой Т.С., Кушнаревой Д.И. Горшкову О.В., возражавшую против отмены решения суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части признания Адамовой Т.С., Кушнарева Д.И. имеющими право на предоставление (в дополнение к занимаемой комнате) по договору социального найма освободившихся двух смежных комнат, жилой площадью 16,8 кв.м. и 11,7 кв.м. в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_>. В остальной части решение суда законно и обоснованно.
Исходя из материалов дела, истцы проживают по договору найма жилого помещения в комнате, площадью 11,8 кв.м, в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_>.
В указанную комнату истцы вселены на следующих основаниях: Адамова Т.С.- в апреле 1981 года по обменному ордеру (наниматель), а Кушнарёв Д.И.- в апреле 1996 года по заявлению нанимателя, как <_> (член семьи) нанимателя.
<_> года брак между истцами Хамовническим отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы был расторгнут.
12.07.11 года заключен договор социального найма комнаты N <_> (л.д. 7).
Истцы обратились с заявлением о признании их малоимущими. Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 18.07.11 года истцы признаны малоимущими в целях, установленных ч. 2 ст. 59 ЖК РФ (л.д. 8).
Распоряжением от 02.12.11 года ДЖП и ЖФ г. Москвы истцам отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Причиной отказа указано расторжение брака Адамовой Т.С. в <_> году (л.д. 9).
В соответствии с требованиями п.1 ст. 10 Закона города Москвы N29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (в ред. Законов г. Москвы от 24.01.2007 N 2, от 18.06.2008 N 24, от 24.09.2008 N 45, от 27.01.2010 N 2, от 08.09.2010 N 37, от 02.03.2011 N 7, от 05.10.2011 N 44) жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. Согласно п. 2 данной статьи к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.
Как указывают истцы, проживая на данной площади, брак они расторгли в <_> году (л.д. 19). Более истцы никого на указанную площадь не вселяли, в договор социального найма не включали. Как указывают истцы, Адамова Т.С. заключила <_> года брак с Г.Ю.В., который был расторгнут <_> года Чеховским отделом ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области. При этом, Г.Ю.В. на жилую площадь к истцу не вселялся и не изменял ее состава семьи, проживающего в комнате по адресу: <_>. Сам Г.Ю.В. не имеет жилищных условий, чтобы Адамова Т.С. имела возможность у него проживать, в результате проживали раздельно, что привело к расторжению брака. Г.Ю.В. проживает в жилом доме общей площадью около 40 кв.м., где кроме него проживают еще шесть человек. Факт заключения брака Адамовой Т.С. с Г.Ю.В. не привел к улучшению жилищных условий Адамовой Т.С, которая постоянно проживала и проживает с Кушнаревым в комнате по указанному выше адресу. Таким образом, жилищные условия истцов остаются неизменными с <_> года, т.е. с момента расторжения брака и представляют собой занимаемую бывшими супругами одну комнату общей площадью 22,1 кв.м., жилой - 11,8 кв.м. в квартире коммунального заселения.
Суд, проверив доводы истцов об отсутствии оснований считать их ухудшившими свои жилищные условий на протяжении более пяти последних лет с 1998 года, и возражение ответчика о том, что расторжение брака в 2011 году Адамовой Т.С. является основанием считать истца ухудшившим свои жилищные условия, и пришел к правильному выводу об обоснованности доводов истцов.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Как усматривается из копий документов личного жилищного дела истцов, Адамова Т.С. заключала брак с Г.Ю.В., который проживает в доме по адресу: <_>.
Как усматривается из ответов ДЖП и ЖФ г. Москвы, данных о том, что Г.Ю.В. имел возможность обеспечить свою бывшую супругу Адамову Т.С. жилой площадью, чтобы было возможно ее считать ухудшившей свои жилищные условия вследствие расторжения брака с Г.Ю.В., не имеется.
Поэтому суд пришел к обоснованному к выводу о недоказанности в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком факта ухудшения истцом Адамовой Т.С. жилищных условий в связи с расторжением брака с Г.Ю.В. в 2011 году. Бывшая жена Г.Ю.В. - Адамова Т.С. никогда не вселялась по месту жительства бывшего мужа Г.Ю.В. в качестве члена семьи, зарегистрирована в другом месте в г. Москве, права пользования жилым помещением на помещение, в котором проживает Г.Ю.В. не приобретала.
Согласно положений ст. 10 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" следует, что при предоставлении жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы учету подлежит не сам факт расторжения брака, а факт ухудшения данным действием жилищных условий.
Вместе с тем, из материалов дела, усматривается, что истцы своих жилищных условий не изменяли с 1998 года - времени расторжения брака между истцами, продолжая проживать в предоставленной им комнате в квартире коммунального заселения общей площадью 22,1 кв.м.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее -учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона города Москвы N29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 8 Закона города Москвы N29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях в случае, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В установленном законом порядке истцы признаны малоимущими, подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях, размер жилой площади, приходящийся на каждого из истцов, составляет менее учетной нормы.
При таких данных, вывод суда об удовлетворении требований истцов о признании их гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является законным и обоснованным.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворения требований истцов в части признания Адамовой Т.С., Кушнарева Д.И. имеющими право на предоставление (в дополнение к занимаемой комнате) по договору социального найма освободившихся двух смежных комнат, жилой площадью 16,8 кв.м. и 11,7 кв.м. в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_>.
Согласно п. 5 ст. 20 Закона города Москвы N29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Согласно п. 6 данной статьи вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем: на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров.
В соответствии с ч.3 ст.37 вышеуказанного Закона освободившиеся комнаты из жилищного фонда города Москвы в коммунальных квартирах предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города при условии, что обеспечение площадью жилого помещения граждан, которым данные комнаты предоставляются в пользование или приобретаются в собственность, будет не менее нормы предоставления на одного человека и не более размеров площади жилого помещения, установленных статьей 20 настоящего Закона.
Квартира, в которой проживают истцы, является трехкомнатной площадью жилого помещения 75,4 кв.м.
Таким образом, удовлетворяя требования истцов, суд не учел, что норма предоставления значительно превысит норму площади, которая может быть предоставлена истцам в соответствии с положения Закона г. Москвы N29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Фактически при предоставлении вышеуказанных комнат истцы получат право на проживание в трехкомнатной квартире, поэтому ссылка суда на положения п.5 ст.20 Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения, в соответствии с которым жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, не состоятельна.
Поэтому решение суда в части признания Адамовой Т.С., Кушнарева Д.И. имеющими право на предоставление (в дополнение к занимаемой комнате) по договору социального найма освободившихся двух смежных комнат, жилой площадью 16,8 кв.м. и 11,7 кв.м. в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_> подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2012 года в части признания Адамовой Т.С., Кушнарева Д.И. имеющими право на предоставление (в дополнение к занимаемой комнате) по договору социального найма освободившихся двух смежных комнат, жилой площадью 16,8 кв.м. и 11,7 кв.м. в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_> -- отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Адамовой Т.С., Кушнарева Д.И., имеющими право на предоставление (в дополнение к занимаемой комнате) по договору социального найма освободившихся двух смежных комнат, жилой площадью 16,8 кв.м. и 11,7 кв.м. в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: <_> - отказать.
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ДЖП и ЖФ г. Москвы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.