Апелляционное определение Московского городского суда от 06 декабря 2013 N 11-40215/13
Судья Ачамович И.В. гр.дело N 11-40215
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Шубиной И.И.,
судей Мареевой Е.Ю., Вьюговой Н.М.,
при секретаре Борисовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.,
дело по апелляционной жалобе Карагезова Е.Г. на решение Гагаринского районного суда г.Москвы от 26 июля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска ОАО "Сбербанк России", Центробанку РФ, Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов РФ о признании не установление Банком России обменного курса валют РФ и СССР, нарушением прав истца, признании нарушением права истца отказ обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля РФ", признании незаконным не исполнение Банком России законодательства СССР, понуждении исполнять нормативные акты, понуждении Правительства РФ исполнять нормативно-правовые акты; признании действий Правительства РФ по приостановке действий норм законодательства противоречащими Конституции РФ; Обязании признать, что по состоянию на 01.04.13 г. 1 рубль СССР равен _ рублям РФ, суммарная стоимость ценных бумаг СССР на 01.04.13.г. равна _ рублей РФ; понуждении ОАО "Сбербанк России" возвратить денежные средства, присвоенные при погашении купонов ГКО СССР, понуждении Правительство РФ опубликовать остаток сбережений граждан РФ - отказать.
В удовлетворении самостоятельных исковых требований Регионального "Московского союза общественных объединений вкладчиков и акционеров" к ОАО Сбербанк России, Минфину РФ, Центробанку РФ, Правительству РФ - 1) Признать часть 17 ст. 137 федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете" нарушением ранее принятого и действующего Федерального закона РФ от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ. Федерального закона РФ от 10.05.1995.г N 7з-ФЗ и Федерального закона РФ от 6.07.1996 года N 87-ФЗ и прав вкладчиков закрепленных в названных федеральных законах в части выкупа ценных бумаг СССР в рублях РФ по номиналу рублей СССР. 2) Признать принятие федерального закона от 11 февраля 2012 года N 237-ФЗ "О федеральном бюджете" о приостановке Федерального закона от 4 февраля 1999 года ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" нарушением Федерального закона от 06.07.1996 года N 87-ФЗ и Федерального закона РФ от 10.05.1995.г N 73-Ф3 и нарушению статьи 55 (часть 2. 3). статей 1. 2. 6 (часть 2), 7. 15 (часть 4), 17 (часть 1). 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации. 3) Признать незаконным искажением информации о размере внутреннего государственного долга РФ не включение Минфином РФ в расчет состава государственного внутреннего долга суммы долговых обязательств по гарантированным сбережениям граждан РФ с сохранением их ценности по покупательной способности вложенных денежных средств на момент их вложения. 4) Признать действия Государственной Думы Федерального собрания РФ и Совета Федерации Федерального Собрание РФ по приостановке федерального закона от 4 февраля 1999 года N 21-ФЗ, а также, непринятие федеральных законов, необходимых для действительной реализации права членов Союза на восстановление гарантированных сбережений и их обслуживание, нарушением ст.35, статьи 55 (часть 2, 3),статей 1,2,6 (часть 2) - отказать,
установила:
Истец Карагезов Е.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО "Сбербанк России", Центробанку РФ, Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов РФ и просит суд: 1) признать неустановление Банком России обменного курса валют РФ и СССР нарушением его прав на обслуживание и погашение принадлежащих ему ценных бумаг СССР, приобретенных в "Сбербанке России" ОАО до 10.01.92 г.; Понудить "Сбербанк России" ОАО обслуживать ценные бумаги СССР истца в соответствии с условиями их выпуска; 2) признать незаконным бездействием нарушение Правительством РФ прав истца отказом обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля РФ" и непринятие мер для понуждения Банка России установить обменный курс валют РФ и СССР; 3) признать незаконным нарушением прав истца не исполнение Банком России Закона СССР от 01.03.1993 г. N 1962-1 "О валютном регулировании" и п. 2, ст. 38 Закона СССР N 1829-1 от 11.12.90 г. "О банках и банковской деятельности". Понудить ЦБ РФ исполнить эти нормативные акты. 4) признать нарушением прав истца неисполнение Правительством РФ "Соглашения о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР", подписанного Правительствами СНГ от 13.03.92 г. и Закона РФ N 3877-1 от 13.11.92.г. "О внутреннем долге РФ". Понудить Правительство РФ исполнить эти нормативные акты; 5) признать, что многолетняя ежегодная приостановка Правительством РФ действия Постановления Правительства РФ N 82 от 29.01.2000 г. "Об утверждении положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сбербанка СССР в ЦДО РФ" противоречит Конституции РФ, поскольку предусматривает последовательное, в течение продолжительного периода времени, приостановление действий норм законодательства, являющихся правовой основой для реализации прав истца на принадлежащие ему ценные бумаги СССР, что несовместимо с конституционными гарантиями зашиты его частной собственности; 6) обязать ответчиков признать, что по состоянию на 01.04.13.г. 1 рубль СССР равен _ рублям РФ и что суммарная стоимость ценных бумаг истца СССР на 01.04.13.г. равна _рублей РФ, если они не представят по этим данным свой обоснованный расчет; 7) понудить "Сбербанк России" (ОАО) вернуть истцу деньги, присвоенные им при погашении с соотношением 1 рубль РФ за 1 рубль СССР, принадлежавших ему купонов ГКО СССР с N 1 по N 4; 8) понудить Правительство РФ опубликовать остаток сбережений граждан РФ по состоянию на 01.01.92 г., указав в том числе деньги граждан-нерезидентов и деньги невостребованных счетов.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является держателем непогашенных ценных бумаг СССР, имеет 200 штук Государственных казначейских обязательств СССР выпуска 1990 г. номиналом _ рублей СССР каждое, с неотделенными 2400 штуками купонов с N 5 по N 16 номиналом _ рублей СССР каждый, 30 штук сертификатов Сбербанка СССР номиналом _ рублей СССР каждый, 3 штуки номиналом _ рублей СССР каждый и 6 штук номиналом _ рублей СССР каждый, а также облигации Государственного внутреннего выигрышного займа СССР выпуска 1982 года (в количестве три штуки номиналом _ рублей СССР каждая), одна облигация номиналом 50 рублей СССР и 20 штук облигаций номиналом _. рублей СССР каждая. Российская Федерация в лице ответчиков незаконно отказывается произвести конвертацию принадлежащих истцу ценных бумаг СССР в валюту РФ в соответствии с обменным курсом валют РФ или на основании стоимости долгового рубля РФ, установить их реальную стоимость, обслуживать и погашать их в соответствии с условиями их выпуска и законодательством РФ.
Отсутствие установленного ЦБ РФ обменного курса валют РФ и СССР и самовольно установленное соотношение валют РФ и СССР 1 рубль РФ за 1 рубль СССР позволило ОАО "Сбербанк России" экспроприировать деньги граждан при погашении ценных бумаг СССР, а ЦБ РФ позволило не исполнять закон, обязывающий его обеспечить "Сбербанк России" ОАО денежными средствами.
В 2000 г. было завершено принятие пакета нормативных актов, обязывающего Правительство РФ обеспечить еженедельную публикацию текущей стоимости "долгового рубля". "Сбербанк России" ОАО, ЦБ РФ, Правительство РФ и Минфин РФ несут солидарную ответственность за необслуживание принадлежащих истцу ценных бумаг СССР в соответствии с обменным курсом валют РФ и СССР. "Сбербанк России" ОАО и его гарант ЦБ РФ обязаны обслуживать ценные бумаги СССР истца, а Россия, в лице Правительства РФ и Минфина РФ обязана обеспечить их обслуживание на основании законов РФ.
На основании контрольной стоимости корзины необходимого социального набора и долгового рубля РФ, определенного Региональным "Московским Союзом общественных объединений вкладчиков и акционеров", по состоянию на 01.04.13.г., истец установил, что стоимость его ценных бумаг СССР равна _.рублей РФ.
Региональный "Московский союз общественных объединений вкладчиков и акционеров" заявил самостоятельные исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, ЦБ РФ, ОАО "Сбербанк России", просил: 1) признать часть 17 ст. 137 федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете" нарушением ранее принятого и действующего Федерального закона РФ от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ. Федерального закона РФ от 10.05.1995.г N 7Э-ФЗ и Федерального закона РФ от 6.07.1996 года N 87-ФЗ и прав вкладчиков закрепленных в названных федеральных законах в части выкупа ценных бумаг СССР в рублях РФ по номиналу рублей СССР; 2) признать принятие федерального закона от 11 февраля 2012 года N 237-ФЭ "О федеральном бюджете" о приостановке Федерального закона от 4 февраля 1999 года ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" нарушением Федерального закона от 06.07.1996 года N 87-ФЗ и Федерального закона РФ от 10.05.1995.г N 73-Ф3 и нарушением статьи 55 (часть 2. 3). статей 1. 2. 6 (часть 2), 7. 15 (часть 4), 17 (часть 1). 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации; 3) признать незаконным искажением информации о размере внутреннего государственного долга РФ не включение Минфином РФ в расчет состава государственного внутреннего долга суммы долговых обязательств по гарантированным сбережениям граждан РФ с сохранением их ценности по покупательной способности вложенных денежных средств на момент их вложения; 4) признать действия Государственной Думы Федерального собрания РФ и Совета Федерации Федерального Собрание РФ по приостановке федерального закона от 4 февраля 1999 года N 21-ФЗ, а также, непринятие федеральных законов, необходимых для действительной реализации права членов Союза на восстановление гарантированных сбережений и их обслуживание, нарушением ст.35, статьи 55 (часть 2, 3),статей 1,2,6 (часть 2), 7, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ.
Представитель истца по доверенности Северинова Т.М. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОАО "Сбербанк России" по доверенности Вишенкова М.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска по доводам письменных возражений.
Представитель ответчика Банка России по доверенности Соловьев Р.А. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель Регионального "Московского союза общественных объединений вкладчиков и акционеров" по доверенности Кленина М.Е. в судебное заседание явилась, иск Карагезова Е.Г. и самостоятельные требования третьего лица поддержала
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит истец Карагезов Е.Г. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Карагезова Е.Г., представителей Министерства финансов РФ Сарычихину М.В., Чупину В.А., обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ОАО "Сбербанк России", ЦБ РФ, Регионального "Московского союза общественных объединений вкладчиков и акционеров", обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ФЗ от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года. В силу данного закона, гарантированные сбережения граждан переоформлены в целевые долговые обязательства Российской Федерации, имеющие статус ценных бумаг.
При этом переоформление должно осуществляться исходя из уровня покупательной способности денег в 1990-1991 годах, с применением для этих целей устанавливаемой ежемесячно долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства.
В силу положений ст. 15 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ Правительству Российской Федерации надлежало в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона установить и ввести в действие процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
В рамках исполнения данного положения Федерального закона Правительством Российской Федерации 29 января 2000 года принято постановление N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", которое вступило в силу 11 февраля 2000 года.
Впоследствии действие настоящего постановления неоднократно приостанавливалось, начиная с 2003 года.
В настоящее время действие постановления приостановлено до 1 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 112.
Вопросы перевода облигаций в целевые долговые обязательства Российской Федерации регламентированы и в статье 6 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ, согласно которой величина номинала целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 года. При этом с января 1996 года на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Сертификаты Сберегательного банка СССР переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сертификаты Российской Федерации. С даты перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации на данный целевой сертификат Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях (ст. 8 ФЗ от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ).
Порядок начисления доходов на целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания устанавливаются федеральными законами (статья 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ).
Федеральные законы, предусматривающие перевод вкладов в Сбербанке России и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, порядок их обслуживания, а также порядок начисления доходов на долговые обязательства до настоящего времени не приняты.
Федеральный закон от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан и определяет порядок установления ее долговой стоимости.
В силу указанного Федерального закона долговая стоимость одного долгового рубля должна применяться при использовании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
В рамках реализации положений Федерального закона от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ, в том числе его статей 2-4, согласно которым долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора, подлежащей установлению федеральным законом, был принят Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Действие названного Федерального Закона от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ в настоящее время приостановлено до 1 января 2016 г. на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, основой определения которого является указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, соответственно этот показатель не утверждается и не публикуется.
Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 1 января 1994 года и которые не погашены в предыдущие годы, осуществляется в 2013 году по желанию их владельцев - граждан Российской Федерации на условиях, определенных статьей 137 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Утраченные Государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, размещенные на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, выкупу не подлежат.
Выкуп ценных бумаг осуществляется в соответствии с Правилами выкупа у владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г. N 230 (далее -Правила).
Согласно Правилам размер средств, подлежащих выплате по ценным бумагам, определяется исходя из номинальной стоимости ценной бумаги (в рублях СССР), компенсации в размере 40 процентов номинальной стоимости соответствующей ценной бумаги и дохода по этой бумаге на 1992-2003 годы.
На ранее оплаченные государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР действие Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ и Правил не распространяется.
Дополнительных компенсаций по ранее оплаченным государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка ССР законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
С учетом имеющегося правового регулирования, суд первой инстанции правомерно не усмотрел в действиях ответчиков Правительства РФ, Банка России, Министерства Финансов РФ каких-либо нарушений действующего законодательства.
Разрешая требования истца об обязании ОАО "Сбербанк России" признать, что по состоянию на 01.04.2013 года 1 рубль СССР равен _. РФ и что суммарная стоимость ценных бумаг истца на указанную дату равна _рублей РФ и понудить вернуть истцу деньги, присвоенные им при погашении с соотношением 1 рубль РФ за 1 рубль СССР, принадлежавших ему купонов ГКО СССР, суд исходил также из того, что поскольку ответчик ОАО "Сбербанк России", являясь коммерческой организацией, не осуществляет в РФ валютное регулирование рубля, требования о понуждении банка признать, что суммарная величина вкладов истца в валюте СССР "Сбербанке России" (ОАО) по состоянию на 01.04.13 г. равна _.рублей не подлежат удовлетворению, поскольку после ликвидации СССР 1 рубль СССР был приравнен к 1 рублю РФ.
Суд указал, что выплата по обязательствам с применением расчета, основанного на соотношении стоимости доллара США в рублевом эквиваленте и самостоятельно вычисленном истцом размере долгового рубля действующим законодательством не предусмотрена.
Законных оснований к удовлетворению самостоятельных требований третьего лица у суда первой инстанции также не имелось.
В апелляционной жалобе Карагезов Е.Г. излагает правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, и указывает на то, что судом не дана оценка его требованиям.
Указанные доводы не могут повлечь отмену решения, в котором подробно отражены заявленные требования и их обоснования, приведены подлежащие применению нормы материального права, указано на действующее правовое регулирование спорных правоотношений, установлены и исследованы имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы суда в достаточной степени мотивированы.
Данных об обстоятельствах, нуждающихся в дополнительной проверке, неправильном применении судом норм материального права, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда г.Москвы от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карагезова Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.