Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2013 N 11-40439/13
Судья Кузьмичев А.Н.
Гр. дело N 11-40439/13
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18.12.2013 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Дедневой Л.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Дегтеревой О.В.,
при секретаре С* А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14.06.2013 г., по котором постановлено:
Исковые требования О* * к Департаменту финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации и Военному комиссариату города Москвы о взыскании пенсии за выслугу лет удовлетворить частично. Взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу О* * задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере *** рублей 99 копеек.
Возвратить О* * государственную пошлину из бюджета города Москвы в размере 200 рублей.
В остальной части иска отказать,
установила:
О* обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Департаменту финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, Военному комиссариату города Москвы о взыскании пенсии за выслугу лет за период с 01.04.2012 года до 14.06.2013 года в размере *** руб. В обоснование иска указал, что 14.06.2005 г., согласно приказа командующего Черноморским Флотом РФ N * и приказа N* командира в/ч ***, он уволен с военной службы из состава Черноморского флота РФ, дислоцированного на территории Украины, исключен из списков войсковой части ***. Он был направлен на воинский учет в Объединенный Феодосийский Военный комиссариат, его личное дело передано в архив Черноморского флота РФ. По причине отсутствия жилья на территории Российской Федерации и его проживанием в городе Феодосия пенсия ему была назначена в соответствии с законодательством Республики Украина и выплачивалась до апреля 2012 года. Как указал истец, в апреле 2011 г. он прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. 15 октября 2012 г. Департаментом финансового планирования ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием регистрации на
территории РФ и не представлен листок убытия с отметкой о снятии с регистрационного учета в Украине. Полагая решение об отказе ему в назначении пенсии по законодательству Российской Федерации незаконным, обратился в суд с названным иском.
В судебном заседании истец представитель истца поддержал заявленные требования, представители ответчиков - Военного комиссариата г. Москвы и Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, иск не признали, сославшись на то, что истец не имеет права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, поскольку он не имеет регистрации на территории РФ и не представлен листок убытия с Украины, подтверждающий снятие его с регистрационного учета по месту жительства на территории Республики Украина.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Военкомат города Москвы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Военкомата города Москвы Б* Ю.П., представителя Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ Ч* С.Б., поддержавших доводы жалобы, представителя истца О* С.А. - Никонова Н.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При разрешении спора суд правильно исходил из положений Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому, лица, указанные в статье 1 настоящего
закона и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обращаются в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Днем обращения за назначением пенсии считается день, подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления ж документов по почте - дата их отправления.
Согласно ст. 56 Закона, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Судом установлено, что О* С.А., ***г..р., уроженец г***, является гражданином ***. Он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части *** Черноморского Флота РФ, дислоцированного на территории Украины.
Приказом командующего Черноморским флотом от 14.06.2005г. N *** к* *** О*С.А., ***, уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 ст. 51 Федерального закона) с правом ношения военной формы одежды.
Приказом командира войсковой части *** от 11.07.2005г. N *** истец с 12.07.2005г. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат города Феодосии.
Из материалов дела следует, что на день увольнения с военной службы О* С.А. зарегистрирован и проживал на территории * в г. *** по ул. ***, **, кв. ***.
Материалами дела подтверждено, что гражданства Республики Украина истец не приобретал. Таким образом, О* С.А. является гражданином России, его пенсионное обеспечение осуществлялось по нормам и в порядке, установленных Законом Украины от 09.04.1992г. N 2262-ХП "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".
В марте 2012г. О* С.А. обратился в Пенсионный фонд Украины о прекращении выплаты пенсии в связи с переездом на постоянное место жительство в Российскую Федерацию.
В соответствии с письмом Главного управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым от 17.04.2012г. пенсионное дело пенсионера МОУ О* С.А. направлено в военный комиссариат Автономной Республики Крым последующего направления по месту фактического проживания для обновления выплаты пенсии. Выплата пенсии в Украине истцу прекращена с 01.04.2012г.
21.05.2012г. О* С.А. обратился к начальнику отдела ВККК по г. Новороссийску с заявлением о назначении пенсии. В заявлении истец указал, что регистрацию в г. Новороссийске он не имеет, конкретного места проживания в г. Новороссийске не указал. Письмом Центра социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края от 27.06.2012г. начальнику отдела военного комиссариата Краснодарского края сообщено о необходимости предоставления недостающих сведений о месте жительства О* С.А. для решения вопроса о продлении пенсии.
Суд при разрешении спора обоснованно исходил из того, что пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и их семей регулируются Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и правильно применил нормы данного закона при разрешении спора.
Согласно ст. 1 указанного Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, I семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Разрешая спор, суд обоснованно учел Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2011г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева, согласно которому, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части
второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Впредь до внесения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" необходимых изменений выплата назначенных в соответствии с этим Законом пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Доводы апелляционной жалобы Военного комиссариата г. Москвы о том, что данное Постановление касается лишь вопросов уже назначенных по законодательству Российской Федерации пенсий и не относится к спорной ситуации, не могут быть признаны судебной коллегий состоятельными, поскольку данное Постановление затрагивает общие вопросы назначения и выплаты пенсий по названному закону и его положения должны учитываться не только при решении вопросов о выплате пенсии при переезде пенсионера со одного места жительства на другое в пределах Российской Федерации (как полагает ответчик), но и при назначении пенсии впервые, в том числе, при переезде пенсионера - гражданина Российской Федерации - с территории иной республики в Российскую Федерацию.
Письмом от 17.09.2012г. военный комиссариат города Москвы запросил у военного комиссара Краснодарского края пенсионное дело О* С.А. для решения вопроса пенсионного обеспечения заявителя.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2012 г. Департаментом финансового планирования О*у С.А. отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием регистрации на территории РФ и не представлен листок убытия с отметкой о снятии с регистрационного учета в Украине.
Доводам представителя ответчика о том, что О* С.А. не вправе получать пенсию в Военном комиссариате города Москвы, поскольку он не переехал в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, суд дал правильную правовую оценку. Суд, проанализировав Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992 г.), Соглашение о гарантиях прав граждан-государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992 г.), пришел к обоснованному выводу о том, что данные Соглашения, на которые в обоснование своей позиции ссылались в ходе рассмотрения дела ответчики, не препятствуют истцу, являющемуся гражданином Российской Федерации, проходившему военную службу в войсках Российской Федерации, не получающего пенсию на территории иного государства, ставить вопрос о возобновлении выплаты ему пенсии с момента прекращения ее выплаты на территории Украины и переезда на территорию Российской Федерации.
Сам по себе факт отсутствия у истца регистрации на территории Москвы, не является основанием для лишения его этого права.
Судом установлено, что истец О* С.А. имеет постоянное место жительства в городе Москве, по адресу: Орехово-Зуевский проезд, д. 2, кв. 16, что подтверждается договором поднайма от 17.08.2012 года.
Судом сделан правильный вывод о том, что, поскольку, истец проживает на территории Российской Федерации, имеет гражданство РФ, выплата пенсии на территории Украины прекращена, поэтому при разрешении настоящего спора подлежит применению ст. 56 Закона РФ N4468-1, на основании которой О* С.А. вправе получать пенсию по месту пребывания в Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны его позиции в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, сводятся к иному толкованию норм законодательства, регулирующего возникшие отношения, с правильностью которого судебная коллегия согласиться не может.
Ссылок на иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, которые не были предметом рассмотрения и оценки суда первой ин станции и могли бы повлечь отмену судебного решения, в жалобе не содержится.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14.06.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.