Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2013 N 11-40697/13
Судья: Притула Ю.В. Дело N 11-40697
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.
судей Ефимовой И.Е., Андреевой И.Ю.,
при секретаре Дубовике Д.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е.
дело по апелляционной жалобе Матвеева Д.С. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2013 года, с учетом дополнительного решения Мещанского районного суда г. Москвы от 15 ноября 2013 года, которыми постановлено:
В удовлетворении заявления Матвеева Д.С. к Министерству Обороны Российской Федерации, Федерального государственное управление "Западное региональное управление жилищного обеспечения" о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным обязании включить в список - отказать.
В удовлетворении заявления Матвеева Д.С. к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному управлению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" об обязании поставить на учет, как нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента обращения: признании имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 в полном объеме - отказать.
установила:
Истец Матвеев Д.С. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" и просит о признании отказа указанного учреждения в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязании поставить его на указанный учет с момента обращения, признании имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, обязании включить в список участников на получение социальной выплаты удостоверяемой сертификатом в рамках указанной подпрограммы. В обоснование своих требований указывает на то, что он проходил службу в закрытом военном городке, расположенном в респ. Беларусь, где ему было предоставлено жилое помещение, в котором он проживает до настоящего времени. Иного жилья не имеет. После увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации он направил заявление с приложением документов в ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО" для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако получил отказ. Полагает, что указанный отказ в постановке не учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является незаконным, нарушающим его права. Указывает на то, что он имеет право на получение социально выплаты, удостоверенной сертификатом в рамках указанной выше подпрограммы, как гражданин, подлежащий переселению из закрытых военных городков.
Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещался.
Представитель ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела судом извещался.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит Матвеев Д.С. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, по повторному вызову не явились, о дате рассмотрения апелляционной жалобы извещались, в нарушение ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения как постановленное в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом по делу установлено, что приказом Командующего Космическими войсками от 24 сентября 2010 г. N 0104 капитан Матвеев Д.С. уволен с военной службы в запас по собственному желанию. Приказом N 210 командира войсковой части 03522 от 20 октября 2010 года Матвеев Д.С. с 20 октября 2010 года исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в районный военный комиссариат Металлургического района города Челябинска. (л.д. 40). Общая продолжительность военной службы Матвеева Д.С. по состоянию на 20 октября 2010 года составила 14 лет 03 месяца, в льготном исчислении 27 лет 01 месяц.
На момент увольнения Матвеев Д.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий не являлся, на жилищном учете в войсковой части не состоял.
После увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации Матвеев Д.С. направил в ФГУ "Западное региональное управление жилищного фонда МО РФ" заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением N 02-23/033 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от 01 февраля 2012 года Матвееву Д.С. отказано в принятии на учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что им представлены документы, которые не подтверждают право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д. 41).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Матвеева Д.С. о признании решения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" от 01 февраля 2012 г. N 02-23/039 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма суд верно исходил из отсутствия к тому предусмотренных законом оснований.
Так, в силу частей 2.3 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем основания предоставления жилых помещения по договору социального найма военнослужащим, как отдельной категории граждан, регулируется Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 1 пункта 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 3, 12, 15 указанного пункта Федерального закона Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания лиц, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Данных правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Из материалов дела усматривается, что капитан Матвеев Д.С. был уволен с военной службы с 20 октября 2012 года по собственному желанию. Общая продолжительность службы Матвеева Д.С. на момент увольнения составила 14 лет 03 месяца.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент подачи заявления в ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, истец не соответствовал требованиям пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 29 июня 2011 г. N 512, предъявляемым к гражданам - военнослужащим, либо уволенным с военной службы, нуждающимся в жилых помещениях.
Таким образом, оснований полагать, что решение ФГУ "Западное региональное управление МО РФ" N 02-23/033 об отказе Матвееву Д.С. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является неправомерным, у суда не имелось.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований об обязании ФГУ "Западное региональное управление МО РФ" поставить Матвеева Д.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, у суда отсутствовали.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе Матвееву Д.С. в исковых требованиях к ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о признании имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, обязании включить в число участников указанной программы для получения социальной выплаты.
Так, свое право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, истец обосновывает тем, что он проходил службу в закрытом военном городке, расположенном в респ. Беларусь, где ему было предоставлено жилое помещение, в котором он проживает до настоящего времени. Иного жилья не имеет. И в связи с увольнением подлежит переселению из закрытого военного города.
В соответствии абз. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абзацам 8.9 указанной статьи Федерального закона служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной подпрограммы установлено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих правил, и изъявивших такое желание.
Между тем, согласно выписке из приказа N 210 командира войсковой части 03522 Матвеев Д.С. в связи с увольнением с военной службы в запас с 20 октября 2010 года исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в районный военный комиссариат Металлургического района города Челябинска. При этом указано, что Матвееву Д.С. выданы воинские перевозочные документы на проезд военнослужащего и членов его семьи к новому месту жительства, от станции Барановичи до станции Челябинск и воинские перевозочные документы для провоза домашних вещей к новому месту жительств.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что Матвеев Д.С. отвечает требованиям, указанных в подпункте "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, предоставляющим право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, у суда не имелось.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности исковых требований Матвеева Д.С. к ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о признании имеющим право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, обязании включить в число участников указанной программы для получения социальной выплаты.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2013 года, с учетом дополнительного решения Мещанского районного суда г. Москвы от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Матвеева Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.