Апелляционное определение Московского городского суда от 30 октября 2013 N 33-28258/13
Судья суда первой инстанции: Алтухова С.С. Дело N 11-28258/13
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 октября 2013 года г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Анашкина А.А., Карпушкиной Е.И.,
при секретаре Григорян А.К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционным жалобам представителя ДЖП и ЖФ г.Москвы по доверенности Курбановой Э.В. и дополнениям к ней, а также жалобе представителя ТСЖ "Панфиловский-1113" по довренности Рябоконь Т.В.,
на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года, которым постановлено:
Иск Государственной жилищной инспекции города Москвы о ликвидации Товарищества собственников жилья "Панфиловский-1113" - удовлетворить.
Ликвидировать юридическое лицо Товарищество собственников жилья "Панфиловский 1113" ***.
Настоящее решение суда является основанием для внесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве записи о ликвидации юридического лица Товарищество собственников жилья "Панфиловский-1113" в единый государственный реестр юридических лиц.
Обязанность по ликвидации ТСЖ "Панфиловский-1113" возложить на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
установила:
Государственная жилищная инспекция города Москвы в лице представителя по доверенности Ионовой А.А. обратилась в суд с иском к ответчику Товариществу собственников жилья "Панфиловский - 1113" (далее ТСЖ "Панфиловский - 1113") о ликвидации данного юридического лица, при этом указал, что является функциональным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за соблюдением требований к уставу ТСЖ. В ходе проведенной проверки устава юридического лица ТСЖ "Панфиловский - 1113" выявлено несоответствие устава ТСЖ действующему законодательству и председателю ТСЖ Новиковой В.И. выдано предписание от *** года на внесение изменений в устав ТСЖ сроком исполнения на ***. Информации об устранении нарушений, указанных в предписании, в Жилищную инспекцию не представлено. В адрес начальника инспекции поступило письмо от председателя ТСЖ Новиковой В.И., согласно которому финансово-хозяйственная деятельность в ТСЖ не ведется и Новикова В.И. заявила о самоотводе и выходе из ТСЖ. На основании изложенного, истец просил ликвидировать ТСЖ "Панфиловский - 1113", возложить обязанности по ликвидации ТСЖ "Панфиловский - 1113" на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы , исключить ответчика из ЕГРЮЛ в судебном порядке.
Представитель истца Государственной жилищной инспекции города Москвы по доверенности Вешкин И.В. в судебное заседание явился, исковые требования и их обоснование поддержал.
Представитель ответчика ТСЖ "Панфиловский -1113" в судебное заседание не явился, извещен по известному адресу, своего представителя в судебное заседание не направил.
Представитель третьего лица Управы района Силино г.Москвы по доверенности Карачевская О.А. в судебное заседания явилась, иск поддержала.
Третье лицо Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного заседание извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Определением суда от 22 мая 2013 года третье лицо - ГКУ Москвы "Дирекция заказчика ЖКХиБ Зеленоградского АО" исключено из числа лиц, участвующих в деле.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в части возложения на ДЖП и ЖФ г.Москвы обязанности по ликвидации ТСЖ на ДЖП и ЖФ г.Москвы просит представитель ДЖП и ЖФ г.Москвы по доверенности Курбанова Э.В. по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Также с решением не согласился и просил его отменить представитель ТСЖ "Панфиловский-1113" по доверенности Рябоконь Т.В.по доводам апелляционной жалобы, в частности потому, что представитель ТСЖ "Панфиловский - 1113" не был извещен о месте и времени рассмотрения дела. В связи со смертью председателя ТСЖ Новиковой В.И. в настоящее время ведутся необходимые мероприятия по внесению изменений в Устав ТСЖ..
Представитель ДЖП и ЖФ г.Москвы по доверенности Курбанова Э.В. в заседание явилась, доводы своей жалобы и дополнений к ней поддержала.
Представитель ТСЖ "Панфиловский -1113" по доверенности Рябоконь Т.В. в заседание явился, доводы своей апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Государственной жилищной инспекции города Москвы по доверенности Ионова А.А. в заседание явилась, в удовлетворении жалоб просила отказать. Настаивала на возложении обязанности по ликвидации ТСЖ на ДЖП и ЖФ г.Москвы как инициатора создания ТСЖ..
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 сентября 2013г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. ДЖП и ЖФ г.Москвы привлечен к рассмотрению в деле в качестве соответчика по делу.
Судебная коллегия, выслушав представителя ДЖП и ЖФ г.Москвы по доверенности Курбанову Э.В., представителя ТСЖ "Панфиловский -1113" по доверенности Рябоконь Т.В., представителя Государственной жилищной инспекции города Москвы по доверенности Ионову А.А., проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб находит решение в части возложения обязанности по ликвидации ТСЖ на ДЖП и ЖФ г.Москвы подлежащим отмене, а решение в остальной части не подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании.
Согласно ФЗ от 04.06.2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
Согласно ч.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организации деятельности, противоречащей ее уставным целям.
Аналогичная норма закона закреплена в ч. 6. Ст. 20 ЖК РФ. Органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с ч.1 ст.141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется по основаниям и в порядке, которые являются общими для всех юридических лиц и установлены в ст.ст.61-65 ГК РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 года N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы", Государственная жилищная инспекция города Москвы, действующая на основании является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим надзор за соблюдением требований к уставу товарищества собственников жилья, внесенным в него изменениям, требований к принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, требований к избранию общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества собственников жилья и других членов правления товарищества собственников жилья.
Обстоятельства дела установлены судом верно.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ТСЖ "Панфиловский-1113" в настоящее время является действующим юридическим лицом - ***, занимающимся управлением эксплуатацией жилого фонда, что подтверждается копиями решения о создании ТСЖ "Панфиловский-1113", протоколами заседаний правления, в соответствии с которыми на должность председателя Правления избрана Новикова В.И.; Уставом товарищества собственников жилья "Панфиловский-1113".
В ходе проведенной внеплановой документальной проверки, осуществленной на основании распоряжения Мосжилинспекции Устава ТСЖ "Панфиловский-1113" Государственной жилищной инспекцией города Москвы выявлено несоответствие устава ТСЖ действующему законодательству, на основании чего председателю ТСЖ "Панфиловский-1113" Новиковой В.И. выдано предписание *** с требованием привести устав ТСЖ "Панфиловский-1113" в соответствие с требованиями законодательства РФ со сроком исполнения ***. По истечении шестимесячного срока предписание Инспекции ТСЖ не выполнено и в отношении ТСЖ "Панфиловский-1113" составлен протокол *** об административном правонарушении от 24.10.2012 года по ст.19.5 ч.1 КРФобАП.
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованным выводам, что поскольку ответчик достаточных и допустимых доказательств информирования органа, принявшего решение на внесение изменений в устав ТСЖ, а также наличие намерений на продолжение своей деятельности с предоставлением необходимых документов не представил постановил решение о ликвидации ТСЖ.
Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ о том, что представитель ТСЖ "Панфиловский - 1113" не был извещен о месте и времени рассмотрения дела не могут служить основанием к отмене решения, поскольку суд свои обязанности по извещению юридического лица по его юридическому адресу о месте и времени рассмотрения дела исполнил. Сведений о переизбрании скончавшегося председателя ТСЖ, суду представлено не было.
Доводы жалобы ТСЖ о том, что в связи со смертью председателя ТСЖ Новиковой В.И. в настоящее время ведутся необходимые мероприятия по внесению изменений в Устав ТСЖ также не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правомочность заявленных требований на момент вынесения решения. Как следует из материалов дела возложенные на него обязанности по приведению устава в соответствии с законодательством на момент вынесения решения ТСЖ не выполнил.
Разрешая вопрос о возложении обязанности по ликвидации ТСЖ на конкретное юридическое лицо, суд полагал необходимым возложить такую обязанность на ДЖП и ЖФ г.Москвы, поскольку указанная организация являлась инициатором создания ТСЖ..
Судебная коллегия полагает, что решение суда в данной части подлежит безусловной отмене на основании ст. 330 ГПК РФ в связи с существенным нарушением норм процессуального права, поскольку ДЖП и ЖФ г.Москвы был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, при том, что суд непосредственно на ДЖП и ЖФ г.Москвы возложил обязанность по ликвидации ТСЖ, что возможно лишь в случае участия указанной организации в рассмотрении делав качестве соответчика.
Разрешая исковые требования по существу, судебная коллегия находит необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о возложении обязанностей по ликвидации ТСЖ на ДЖП и ЖФ г.Москвы по следующим основаниям.
Как следует из положений ст. 61 ГК РФ:
1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
4. Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.
Иными словами в соответствии с требованиями закона юридическое лицо может быть ликвидировано либо по решению его учредителей юридического лица, либо по решению суда в случае допущенных грубых нарушений закона.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей, либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Возлагая на ДЖП и ЖФ г.Москвы обязанности по ликвидации ТСЖ "Панфиловский 1113", суд исходил из того, что согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ТСЖ, равно как и инициатором общего собрания собственников по созданию ТСЖ является ДЖП и ЖФ г.Москвы, которое заинтересовано в ликвидации ТСЖ.
Судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы с 22.02.2011г. N44-ПП "Об утверждении положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы" Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы осуществляющим функции по разработке и реализации государственно политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы; в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы в том числе по безвозмездной передаче жилых, помещений (жилых домов города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы (далее - установленная сфера деятельности).
Таким образом, ликвидация Товариществ собственников жилья не относится к компетенции Департамента.
Помимо того, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 14 мая 2008т N 1040-РП "О порядке выполнения государственными казенными
учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по предоставлению интересов города Москвы как собственника помещений
многоквартирных домах" функции по предоставлению интересов город Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах осуществляют Государственные учреждения города Москвы инженерные службы районов (ГУИС).
В ходе заседания суда апелляционной инстанции представитель истца категорически возражала протии привлечения к участию в деле в качестве соответчика ГКУ "Дирекцию ЖКХиБ ЗелАО", выполняющего роль Государственного учреждения города Москвы инженерной службы в г.Зеленограде, полагая, что исполнять решение о ликвидации ТСЖ обязан именно ДЖП и ЖФ г.Москвы.
На основании положений ст.ст. 39, 196 ГПК РФ именно истец определяет предмет основание и объем заявленных требовании. Суд обязан рассмотреть требования истца только в объеме заявленных требований, если иное не предусмотрено положениями федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 41 ГПК РФ, в случае если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску
Поскольку иного не предусмотрено положениями федерального закона коллегия полагает необходимым отказать Государтсвенной жилищной инспекции г.Москвы в удовлетворении иска в части возложения обязанности по ликвидации ТСЖ на ДЖП и ЖФ г.Москвы, поскольку действующими нормативно правовыми актами г.Москвы обязанности по ликвидации ТСЖ возложены на Государственные учреждения города Москвы инженерные службы районов (ГУИС), от привлечения которого к участию в деле в качестве ответчика истец отказался.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года в части обязания ДЖП и ЖФ г.Москвы ликвидировать ТСЖ "Панфиловский 1113" отменить.
В удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции г.Москвы в части обязания ДЖП и ЖФ г.Москвы ликвидировать ТСЖ "Панфиловский 1113" отказать.
В остальной части решение оставить без изменений, жалобу ТСЖ "Панфиловский 1113" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.