Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев надзорную жалобу Кашпурова С.С. в защиту Бабаяна Г.М. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 24 августа 2010 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 28 июня 2011 года и решение судьи Московского городского суда от 22 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 24 августа 2010 года Бабаян Г.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере три четвертых от суммы 1 116 746, 61 рублей, что составляет 897 550, 96 рублей.
Решением судьи Головинского районного суда города Москвы от 28 июня 2011 года постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 24 августа 2010 года оставлено без изменения, жалоба Бабаяна Г.М. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 22 ноября 2011 года решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 24 августа 2011 года оставлено без изменения, жалоба Кашпурова С.С. в защиту Бабаяна Г.М. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Кашпуров С.С. в защиту Бабаяна Г.М. выражает несогласие с постановлением должностного лица и решениями судебных инстанций, ссылаясь на то, что в действиях Бабаяна Г.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку он не задекларировал иностранную валюту и валюту Российской Федерации, перемещаемую через таможенную границу Российской Федерации, подлежащую обязательному письменному декларированию, в связи с чем его (Бабаяна) действия следует квалифицировать по ст. 16.4 КоАП РФ; о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Бабаян Г.М. извещен не был; решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 28 июня 2011 года направлено Бабаяну Г.М. лишь 16 августа 2011 года.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 24 августа 2010 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 28 июня 2011 года и решение судьи Московского городского суда от 22 ноября 2011 года подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, Бабаян Г.М. 14 ноября 2009 года примерно в 09 часов 54 минуты, вылетая рейсом СУ 193 сообщением Москва - Ереван, в зале "Вылет" аэропорта Шемереметьево-2 прошел по "зеленому" каналу, предназначенному для контроля за вывозом физическими лицами товаров, не требующих обязательного декларирования в письменной форме. Однако в ходе таможенного контроля у Бабаяна Г.М. были обнаружены денежные средства в размере 40 093 доллара США и 249 030 рублей, что по курсу ЦБ РФ на 14 ноября 2009 года составляет 1 405 091 рубль, чем нарушил ст. 15 Федерального закона от 10.12.2003 года " 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Указанные действия Бабаяна Г.М. квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
С таким выводом нельзя согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В силу пп. г п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 года " 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" под валютными операциями понимается, в частности, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации Валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
Согласно ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15 названного Федерального закона, а именно: когда иностранная валюта (валюта Российской Федерации), дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме) была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ввоз или перевод в российскую Федерацию.
На основании ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
5 июля 2010 года между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан заключен Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N51 (далее - Договор). Данный Договор, подписанный сторонами, применяется с даты его подписания, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза считается вступившим в силу с 6 июля 2010 года.
Статьей 4 Договора предусмотрено, что вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке: при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10000 долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме; при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10000 долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Таким образом, ст. 4 указанного Договора установлены иные правила, чем те которые предусмотрены абзацем четвертым ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Действующей редакцией ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле установлено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений об исполнении Бабаяном Г.М. постановления о назначении административного наказания от 24 августа 2010 года.
Кроме того, из материалов дела следует, что постановлением Врио заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности от 02 июня 2010 года Бабаян Г.М. был привлечен к административной ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (л.д. 110-111). Указанное постановление вынесено по тем же обстоятельствам, что и постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора городе Москве от 24 августа 2010 года, которым Бабаян Г.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 с. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 897 550,96 рублей.
Фактически Бабаян Г.М. дважды привлечен к административной ответственности за одни и те же действия, что противоречит положениям ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, при пересмотре постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 24 августа 2010 года судебные инстанции указанным обстоятельствам никакой оценки не дали.
В связи с этим постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 24 августа 2010 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 28 июня 2011 года, решение судьи Московского городского суда от 22 ноября 2011 года, вынесенные в отношении Бабаяна Г.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 24 августа 2010 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 28 июня 2011 года и решение судьи Московского городского суда от 22 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении Бабаяна Г.М. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.