Постановление Московского городского суда от 15 ноября 2013 N 44у-303/13
Судья: Котенёва В.В.
Судьи 2-ой инст.: Смирнова Н.П. (предс.)
Иванов С.А. (докл.), Пасикун К.Н.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Московского городского суда
по делу N44у-303/13
г. Москва 15 ноября 2013 года
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего Фомина Д.А.,
и членов президиума: Агафоновой Г.А., Мариненко А.И., Васильевой Н.А., Базьковой Е.М.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Гончарова Д. И. о пересмотре приговора Хорошевского районного суда города Москвы от 21 марта 2012 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 27 июня 2012 года.
Приговором Хорошевского районного суда города Москвы от 21 марта 2012 года,
Гончаров Д.И., ранее не судимый,
осуждён по п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ к 7 годам лишения свободы, без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режим.
Срок отбывания наказания исчислен с 21 марта 2012 года, в срок отбывания наказания Гончарову Д.И. зачтено время содержания под стражей с 10 по 12 октября 2011 года.
Приговором разрешены: судьба вещественных доказательств и гражданский иск. Постановлено взыскать с Гончарова Д.И. в пользу потерпевшего К-на Н.Н. 1 200 000 рублей - возмещение материального ущерба, 100 000 рублей расходы по оплате услуг адвоката и 100 000 рублей - компенсации морального вреда.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 27 июня 2012 года приговор изменен: из описательно-мотивировочной части приговора исключено указание при квалификации действий Гончарова Д.И. на "требование передачи права на имущество или совершения других действий имущественного характера и угрозы распространения сведений, позорящих потерпевшего". В остальной части приговор оставлен без изменения.
Постановлением судьи Московского городского суда от 10 декабря 2012 года отказано в удовлетворении надзорной жалобы осужденного Гончарова Д.И. о пересмотре указанных судебных решений, с чем 6 марта 2013 года согласилась председатель Московского городского суда.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2013 года возбуждено надзорное производство по жалобе осужденного Гончарова Д.И. о пересмотре приговора Хорошевского районного суда города Москвы от 21 марта 2012 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 27 июня 2012 года, которое передано на рассмотрение в президиум Московского городского суда.
В надзорной жалобе осужденный Гончаров Д.И. просит об отмене приговора суда и направлении дела на новое судебное рассмотрение, указывая, что от потерпевшего К-на Н.Н. он требовал выполнения договора от 8 апреля 2011 года заключенного между ним и К-ном Н.Н. и выплаты причитающейся ему согласно договору суммы денежных средств, утверждает, что признак "угрозы насилием" в его действиях отсутствует, фраза из письма, полученного потерпевшим К-ном Н.Н. на электронный почтовый ящик: "не хотелось бы торговать "вашими костями на вашем же пепелище", воспринятая потерпевшим, как угроза насилием на самом деле носит иносказательный характер и не свидетельствует об угрозе применения насилия с его стороны, также ссылается на суровость назначенного наказания.
Проверив материалы дела, выслушав доклад судьи Задорожной З.А., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание состоявшихся судебных решений, доводы надзорной жалобы и основания возбуждения надзорного производства, заслушав объяснения осужденного Гончарова Д.И. и его адвоката Канева Г.И., поддержавших надзорную жалобу, представителя потерпевшего адвоката Шевчука П.В., который просил приговор суда оставить без изменения, мнение заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В., полагавшего судебные решения изменить, назначить Гончарову Д.И. наказание по п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ в виде 6 лет лишения свободы, президиум
установил:
С учетом изменений, внесенных в приговор судом кассационной инстанции, Гончаров Д.И. признан виновным в вымогательстве, то есть требовании передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, а равно под угрозой распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего, в целях получения имущества в особо крупном размере.
Согласно приговору, преступление совершено при следующих обстоятельствах:
Гончаров Д.И., имея умысел на совершение вымогательства денежных средств, 28 декабря 2010 года, примерно в 11 часов 00 минут пришел в офис ООО "И..Т..", расположенный по адресу: г. Москва, ул. Демьяна Бедного, д. 2, корп. 3 и предоставил генеральному директору ООО "И..Т.." - К-ну Н.Н. заранее приготовленные требования в печатном виде на 5 листах формата А4, содержащие компрометирующую ложную информацию о совершении К-ном Н.Н. ряда экономических преступлений, в частности, о неуплате налогов ООО "И..Т..", и иную информацию о незаконной деятельности ООО "И..Т..", генеральным директором которой является К-н Н.Н., то есть содержащие сведения о К-не Н.Н., распространение которых может причинить существенный вред правам и законным интересам К-на Н.Н. и ООО "И..Т.., список адресов с указанием адресатов распространения позорящих сведений в отношении К-на Н.Н., а также угрозы применения насилия в отношении потерпевшего К-на Н.Н. и требования передачи денежных средств в размере 200 000 рублей. После чего словесно высказал в адрес К-на Н.Н. угрозы, которые будут реализованы в случае несогласия потерпевшего с его предложением о выплате ему денежных средств. К-н Н.Н. данные угрозы воспринял реально и перечислил денежные средства через Сбербанк России на реквизиты, указанные Гончаровым Д.И. После получения указанной суммы Гончаров Д.И. 9 апреля 2011 года, в 15 часов 56 минут, находясь в неустановленном месте посредством мобильной связи направил К-ну Н.Н. СМС-сообщение с требованием о перечислении 300 000 рублей, до 13 часов 13 апреля 2011 года, в тот же день в 15 часов 56 минут К-н Н.Н., находясь в кабинете офиса ООО "И..Т..", просмотрел поступившее на электронную почту сообщение, содержащее компрометирующую ложную информацию в отношении него, а также требования передачи денежных средств в сумме 3 000 000 рублей, путем перечисления различными суммами в разное время через Вестерн Юнион, К-н Н.Н., опасаясь выполнения угроз со стороны Гончарова Д.И., перечислил через Сбербанк России денежные средства в размере 1 000 000 рублей.
Изучив материалы уголовного дела, доводы надзорной жалобы, президиум Московского городского суда находит состоявшиеся судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
Вывод суда о виновности Гончарова Д.И. в вымогательстве, совершенном в отношении потерпевшего К-на Н.Н. основан на исследованных в судебном заседании доказательствах и приведенных в приговоре суда.
Так, из показаний потерпевшего К-на Н.Н. следует, что в период времени с марта 2008 года по октябрь 2010 года Гончаров Д.И. работал в ООО "И..Т..", после увольнения с Гончаровым Д.И. был произведен расчет и никаких долговых обязательств у него перед Гончаровым Д.И. не было, договор от 8 апреля 2001 года на юридическое обслуживание он с Гончаровым Д.И. не заключал, 28 декабря 2010 года Гончаров Д.И. передал ему требование в письменном виде о передаче 200 000 рублей, с указанием сведений порочащих его и ООО "И..Т..", которую он возглавлял, угрожая передать порочащую информацию в правоохранительные органы, которая не соответствовала действительности, требование также содержало угрозу применения в отношении него насилия в виде фразы "я не хотел бы торговать Вашими костями на Вашем же пепелище". Опасаясь угроз применения насилия и распространения порочащих его сведений, что могло лишить ООО "И..Т..", участвовать в государственной программе, связанной с модернизацией устаревшего производства и получения бюджетного финансирования, он перечислил 200 000 рублей на имя Гончарова Д.И., 9 апреля 2011 года от Гончарова Д.И. поступило СМС-сообщение с требованием выплаты 300 000 рублей, а чуть позже - 3 000 000 рублей, опасаясь угроз высказанных Гончаровым Д.И. он через Сбербанк России перечислил на паспортные данные Гончарова Д.И. 1 000 000 рублей, о требованиях передачи денег и угрозах со стороны Гончарова Д.И. он рассказал своим знакомым, а позже обратился в правоохранительные органы, после чего Гончаров Д.И. был задержан.
Показания потерпевшего К-на Н.Н. последовательны, согласуются с другими доказательствами по делу, в частности, с показаниями свидетелей Ф-на А.В., Ф-ой И.Г., Б-ва Е.Н., Б-на А.В., о том, что им стало известно о требовании Гончаровым Д.И. крупной суммы денег у К-на Н.Н.; с показаниями свидетелей Р-ва Д.Г. и Б-ва И.Г. об обстоятельствах задержания Гончарова Д.И., с заключением криминалистической экспертизы о том, что последовательность нанесения штрихов оттиска круглой печати ООО "И..Т.." и подписи выполненной от имени К-на Н.Н. в договоре об инвестировании юридическом обслуживании от 8 апреля 2011 года следующая: сначала были нанесены штрихи подписи и оттиска круглой печати, затем штрихи печатного текста (т.2 л.д. 183-188).
Эти доказательства опровергают доводы осужденного Гончарова Д.И. о наличии у него права на получение каких-либо денежных средств от потерпевшего К-на Н.Н. и существовании между ними гражданско-правовых отношений.
Сам осужденный Гончаров Д.И. фактов получения и требования им денежных средств от К-на Н.Н. в судебном заседании не оспаривал.
Изложенные выше и иные, приведенные в приговоре доказательства опровергают доводы надзорной жалобы об отсутствии в действиях Гончарова Д.И. состава преступления.
О совершении Гончаровым Д.И. вымогательства под угрозой применения насилия свидетельствует фраза из письма, адресованного К-ну Н.Н. "я не хотел бы торговать Вашими костями на Вашем же пепелище", которая воспринята потерпевшим как реальная угроза.
Осужденный Гончаров Д.И., не отрицая наличия данного высказывания в письме, в котором он требовал от К-на Н.Н. деньги, утверждал, что этой фразой он хотел "усилить эффект от содержания письма".
При таких обстоятельствах юридическая квалификация действий Гончарова Д.И. по п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ является правильной по признаку вымогательства, то есть требования передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, а равно под угрозой распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего, в целях получения имущества в особо крупном размере.
Что же касается назначенного судом Гончарову Д.И. наказания, то президиум находит его чрезмерно суровым.
Из приговора усматривается, что суд в качестве обстоятельств смягчающих наказание признал наличие у Гончарова Д.И. на иждивении малолетнего ребенка, беременной жены и престарелых родителей, состояние его здоровья. Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Кроме того, в настоящее время у Гончарова Д.И. 12 июня 2012 года родился еще один ребенок и его семья признана многодетной, что подтверждается приложенными к надзорной жалобе документами.
Совокупность смягчающих обстоятельств дает основания президиуму для признания их исключительными и назначения Гончарову Д.И. наказания с применением положений ст. 64 УК РФ, а именно, ниже низшего предела предусмотренного санкцией п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 407, 408, 409 УПК РФ, президиум
постановил:
Надзорную жалобу осужденного Гончарова Дмитрия Ивановича удовлетворить частично.
Приговор Хорошевского районного суда города Москвы от 21 марта 2012 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 27 июня 2012 года изменить: назначить Гончарову Д.И. наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде 5 (пяти) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор суда и кассационное определение оставить без изменения.
Председательствующий Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.