Решение Московского городского суда от 22 ноября 2013 N 7-3459/13
Судья Захарова Т.Р. Дело N 7-3459
РЕШЕНИЕ
22 ноября 2013 года г. Москва
Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Топрака М. на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 октября 2013 г., которым
Гражданин Республики Турция Т.М. года рождения, уроженец Республики Турция, проживающий по адресу: Республика Турция, ----, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда,
установил:
04 октября 2013 года в отношении гражданина Республики Турция должностным лицом ОУФМС России по г. Москве по району Черемушки составлен протокол N 128071 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении 04 октября 2013 г. передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, Топрак М. просит постановление судьи отменить, признав уважительными причинами пропуск срока выезда с территории РФ, ссылаясь на наличие у него заболевания, которое не позволило ему по окончании срока своевременно покинуть РФ. В жалобе также ссылается на необоснованность назначенного наказания в виде административного выдворения, ссылаясь на наличие у него детей и супруги -граждан РФ.
В судебное заседание Топрак М., защитник по ордеру --- У.Д. явились, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заявителя Топрака М, защитника-- У.Д., прихожу к выводу об изменении постановления судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 октября 2013 года по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В силу ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -
влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции от 23.07.2013 г.) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
Судьей установлено и следует из материалов дела, что 04 октября 2013 г. в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 65, корп. 2 был выявлен факт нарушения режима пребывания гражданином Республики Турция Топраком М., выразившееся в нарушении миграционного законодательства, а именно: Топрак М. въехал на территорию РФ 11.07.2013 г. по коммерческой визе и не покинул территорию РФ по истечении установленного срока пребывания (срока действия визы) до 20.09.2013 г., тем самым нарушил п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Топрака М. подтверждается протоколом об административном правонарушении N 128071 от 04 октября 2013 г.; рапортом ст. инспектора ОУФМС России по г. Москве по району Черемушки о том, что 04.10.2013 г. был выявлен гражданин Турция Топрак М., нарушивший режим пребывания иностранного гражданина в РФ; сведениями из базы данных учета иностранных граждан УФМС, в соответствии с которыми Топрак М, будучи гражданином Республики Турция, прибыл на территорию РФ 11.07.2013 г., 20 марта 2013 г. был поставлен на миграционный учет сроком до 31 мая 2013 г., объяснениями Топрака М., данными в ходе судебного разбирательства 04 октября 2013 г., согласно которым, 11.07.2013 г. он прибыл в РФ по коммерческой визе, по истечении срока которой, не смог покинуть РФ по причине заболевания бронхитом.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Топрака М. в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Действия Топрака М. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку он, являясь иностранным гражданином, в нарушение ч. 2 ст. ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", уклонился от выезда с территории РФ по истечении срока пребывания.
Доводы жалобы Топрака М. о невозможности покинуть территорию РФ по причине заболевания, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Вместе с тем, при проверке постановления в части назначения наказания в виде административного штрафа с выдворением за пределы РФ, суд не может ограничиваться установлением только формальных оснований применения норм законодательства и должен исследовать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием для признания такого рода наказания необходимым и соразмерным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При решении вопроса о назначении наказания в виде административного штрафа с выдворением за пределы РФ, не был в должной мере исследован вопрос о наличии семейной жизни Топрака М. на территории РФ, наличия у него на иждивении несовершеннолетних детей ---., являющихся гражданами РФ, проживающих г. Ейске, по ул. Хмельницкого, ---.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из документов, приобщенных заявителем к жалобе, следует, что на территории Российской Федерации у Топрака М. проживают дочь ---. - граждане Российской Федерации, зарегистрированные по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Хмельницкого, д---.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Куцая Е.Н. на уважение семейной жизни.
Санкция части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 7 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Топраку М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется со сведениями о его личности, а также противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание вышеизложенную правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 октября 2013 г. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Топраку М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 октября 2013 г. изменить: исключить указание на назначение Топраку М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, изложив резолютивную часть вышеуказанного постановления в следующей редакции: признать Топрака М. --- года рождения, уроженец Республики Турция, проживающего по адресу: Республика Турция, -----виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.