Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу врио начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю Б.В.В. на постановление судьи Зонального районного суда Алтайского края от 08 ноября 2013 года, которым
Торобаев А. А., гражданин Республики " ... ", родившийся ДД.ММ.ГГ в " ... ", фактически проживающий по адресу: "адрес", " ... ",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере " ... "руб. без административного выдворения за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ N ***, составленному врио начальника территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в с. " ... " подполковником внутренней службы Г.Т.В., ДД.ММ.ГГ в " ... " часов " ... " минут в помещении территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в с. " ... " по "адрес", кабинет N ***, выявлен гражданин Республики " ... " Торобаев А.А., который ДД.ММ.ГГ прибыл в Российскую Федерацию через пункт пропуска " "Т."" в г. "Н.", ДД.ММ.ГГ встал на миграционный учет по адресу: "адрес", был обязан выехать из Российской Федерации до ДД.ММ.ГГ, однако, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проживал в г. "Н.", а с ДД.ММ.ГГ - на территории " ... " района Алтайского края, то есть, в нарушение п.2 ст.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", допустил уклонение от выезда из Российской Федерации. Действия Торобаева А.А. квалифицированны ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, врио начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю Б.В.В. просит об изменении постановления судьи, дополнительном назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что санкция ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает обязательное административное выдворение за пределы Российской Федерации; вывод судьи о наличии у Торобаева А.А. на территории Российской Федерации устойчивых семейных связей является необоснованным, поскольку брак не зарегистрирован, беременность Ш.Л.В., с которой он состоит в фактических брачных отношениях, документально не подтверждена, при составлении протокола об административном правонарушении Торобаев А.А. пояснял, что близких родственников, детей в Российской Федерации у него нет.
Торобаев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ч.ч.1, 2 ст.5 этого же закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения Торобаевым А.А. вмененного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д.3), объяснением Торобаева А.А. от ДД.ММ.ГГ о том, что он не выехал по истечении срока временного пребывания ДД.ММ.ГГ, поскольку намеревался заработать денежные средства (л.д.5), рапортом врио начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. " ... " подполковника внутренней службы Г.Т.В. (л.д.6), ее показаниями в качестве свидетеля, согласно которым Торобаев А.А. с гражданской супругой были направлены органами ЗАГС в паспортный стол, где установлено, что Торобаев А.А. на территории Российской Федерации находится незаконно (л.д.20), копиями паспорта Республики " ... ", выданного Торобаеву А.А. (л.д.7), уведомления о прибытии иностранного гражданина, в котором дата убытия указана ДД.ММ.ГГ (л.д.10), объяснениями Торобаева А.А. в судебном заседании (л.д.20-21).
Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Действия Торобаева А.А. верно квалифицированы по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы, которые сводятся к необходимости назначения Торобаеву А.А. дополнительного наказания в соответствии с санкцией ч.1.1 ст.18.8. КоАП РФ, не могут повлечь изменения постановления.
Согласно ч.2 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается.
Соответственно, при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела. Данный подход должен соблюдаться и в случае, когда санкция соответствующей статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
При назначении наказания в виде административного штрафа в размере " ... "руб. без административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей учтено, что Торобаев А.А. признал вину, на территории Российской Федерации у него сложились устойчивые социальные связи - фактические брачные отношения с Ш.Л.В., которая находится в состоянии беременности, сведений о привлечении Торобаева А.А. ранее к административной либо уголовной ответственности не имеется.
Данные выводы подтверждаются материалами дела, в том числе объяснениями самого Торобаева А.А., показаниями свидетеля Ш.Л.В. о совместном проживании с Торобаевым А.А. около 6 месяцев, намерении зарегистрировать брак, ее беременности от Торобаева А.А., а также справкой *** КГБУЗ " " ... " центральная районная больница" от ДД.ММ.ГГ о принятии Ш.Л.В. на диагностический учет в связи с беременностью (8-9 недель).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что применение наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации нарушило бы право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, справедливый баланс публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. Действительной необходимости применения такой меры ответственности не имеется.
Поскольку нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение постановления, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Зонального районного суда Алтайского края от 08 ноября 2013 года оставить без изменения, жалобу врио начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю Б.В.В. - без удовлетворения.
Судья О.М. Пасынкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.