Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО "БИЙСКПРОМВОДЫ" Логиновой С. А. на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по жалобе генерального директора ЗАО "БИЙСКПРОМВОДЫ" Логиновой С. А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай Маршалкина В. В. от ДД.ММ.ГГ ***, которым
генеральный директор ЗАО "БИЙСКПРОМВОДЫ" Логинова С. А., родившаяся
ДД.ММ.ГГ в г.Бийске, проживающая по адресу: "адрес",
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ***,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному государственным инспектором Российской Федерации по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай Маршалкиным В.В., в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГ *** проводилась выездная плановая проверка ЗАО "БИЙСКПРОМВОДЫ", находящегося по адресу: "адрес", территория ***, в ходе которой выявлено, что при проведении инвентаризации и при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в нарушение ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон), не были учтены отходы, предусмотренные Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года N786, образующиеся при техническом обслуживании и эксплуатации автотранспортных средств, спецтехники и технологического оборудования, а именно: песка, загрязненного маслами; масел автомобильных отработанных; масел гидравлических отработанных, не содержащих галогены; масел трансмиссионных отработанных; масел дизельных отработанных; отходов твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры масляные отработанные). Кроме того, при проверке соблюдения установленных норм и правил сбора, и временного накопления отходов производства и потребления, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, выявлены нарушения требований ст.11 Закона, ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N681 (далее - Правила), ГОСТ 6825-91 "Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения", выразившиеся в следующем:
- для временного накопления отработанных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих трубок и брака не определено помещение и не организовано место для их сбора в соответствии с требованиями Правил (временное накопление указанного вида отхода осуществляется в металлическом шкафу, который установлен с северной стороны здания насосной на промплощадке N1);
- допускаются проливы нефтепродуктов на открытую площадку, имеющую твердое водонепроницаемое покрытие, расположенную с северо-восточной стороны от здания материального склада, на которой установлена металлическая емкость объемом примерно *** для сбора отработанных трансформаторных масел;
- стоянка служебного автотранспорта и спецтехники предприятия осуществляется с северо-западной стороны территории промплощадки ***, с северо-восточной стороны от здания химической лаборатории на земельном участке, который не имеет твердого водонепроницаемого покрытия и организованных ливнестоков, происходят розливы масла на почву, вследствие чего образуются отходы - песок, загрязненный маслами, контейнер для сбора которых отсутствует;
- происходят разливы нефтепродуктов на почву в месте расположения эстакады для технического обслуживания автотранспорта с северо-западной стороны промплощадки N1, примерно в 20м от здания механической мастерской, песок загрязненный маслами своевременно не убирается;
- допускается сжигание бытовых отходов в металлической бочке, объемом ***, с северной стороны промплощадки *** на обваловке, примерно в *** от здания хлораторной;
- отходы 4-5 класса опасности (ТБО, производственный мусор) складируются в металлические контейнеры с крышками, вместимостью ***, установленные на открытых площадках, имеющих твердое водонепроницаемое покрытие, которые не имеют отбортовку или обваловку по периметру для исключения попадания вредных веществ в ливневую канализацию и на почву.
Действия Логиновой С.А. как должностного лица, осуществляющего, в соответствии уставом общества, руководство текущей деятельностью, действующего от его имени без доверенности, имеющего возможность для выполнения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, но не принявшего должных мер для устранения выявленных нарушений - квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением, Логинова С.А. обратилась в Центральный районный суд г.Барнаула с жалобой, в которой просила об отмене постановления, ссылаясь на недоказанность вмененных нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; осуществление хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в месте, исключающем повреждение тары и защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод - герметичном металлическом сейфе; осуществление сбора и временного складирования отходов в герметичные металлические контейнеры (баки) на бетонированных площадках, что исключает применение п.3.7 САНПИН 2.1.7.1322-03; п.4.16 данных САНПИН, разрешает складирование отходов 4-5 классов опасности вместе с ТБО. Требования п.5.1.44 СНиП 21-02-99 также не подлежат применению, поскольку стоянка транспорта и спецтехники является открытой. Материалами проверки не подтверждено пролитие нефтепродуктов на площадки и почву, а также сжигание бытовых отходов в металлической бочке. При этом площадка под эстакадой забетонирована, что исключает попадание нефтепродуктов в почву, а техническое обслуживание автотранспорта производится на станциях технического обслуживания. Кроме того, угрозы охраняемым отношениям не возникло, вредных последствий от указанных в постановлении действий не наступило, в связи с чем, правонарушение следует признать малозначительным.
Определением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 25 сентября 2013 года жалоба передана по подведомственности в Бийский городской суд Алтайского края.
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 03 декабря 2013 года жалоба удовлетворена частично; постановление изменено с исключением указания на не проведение ЗАО "БИЙСКПРОМВОДЫ" инвентаризации отходов и объектов их размещения в процессе технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением, Логинова С.А. обратилась в Алтайский краевой суд с жалобой, в которой просила о его отмене в части оставления постановления без изменения и признании правонарушения малозначительным, ссылаясь на прежние доводы, полагая. что они не получили надлежащей оценки, дополнительно указывая не необоснованность вывода о ее пренебрежительном отношении к должностным обязанностям, поскольку предусмотренные законодательством меры в отношении отходов принимались.
Логинова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1).
Запрещаются, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (ч.2).
В силу ст.11 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктами 13 и 14 Правил предусмотрено, что размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Свод правил "СНиП 21-02-99* "Стоянки автомобилей", утвержденный и введенный в действие с 01 января 2013 года приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N635/9, регламентирует общие требования к стоянкам автомобилей и других мототранспортных средств (п.1.1). Пункт 5.1.44 предусматривает, что покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** введены в действие с ДД.ММ.ГГ санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года.
В силу п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, в том числе, поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается (п.1 ст.18 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Как следует из материалов дела, в вину Логиновой С.А., в силу п.14.6 устава общества уполномоченной принимать решения по вопросам деятельности общества, не входящим в компетенцию общего собрания акционеров, вменено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Судья районного суда правильно исключил из постановления указание на не проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения в процессе технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, ввиду недоказанности данного нарушения.
Факт совершения остальных указанных в постановлении нарушений при обращении с отходами подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГ, фототаблицами, протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, протоколом общего собрания акционеров ЗАО от ДД.ММ.ГГ и уставом общества.
Доводы Логиновой С.А. о том, что хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в месте, исключающем повреждение тары и защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод - герметичном металлическом сейфе; о сборе песка (смете) в герметичные металлические контейнеры на бетонированных площадках на стоянке служебного автотранспорта и спецтехники предприятия; о временном складировании отходов 4-5 классов опасности в герметичные железные баки, - не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела, в частности актом проверки от ДД.ММ.ГГ, подписанным Логиновой С.А. без замечаний, и фототаблицей.
По указанным основаниям не могут быть приняты во внимание и доводы о том, что нефтепродукты не разливались, отходы не сжигались. При этом проведение технического обслуживания автотранспорта предприятия на станциях технического обслуживания (на что указано в жалобе) не исключает разлива нефтепродуктов, а в ходе проверки выявлены соответствующие пятна в непосредственной близости от транспортных средств и спецтехники, находившихся на территории предприятия (фотоснимки N3,4,5,7 фототаблицы N1). Из фотоснимка *** фототаблицы *** следует, что на эстакаде для технического обслуживания находится транспортное средство.
Вопреки доводам жалобы, требования п.5.1.44 СНиП 21-02-99 распространяются на стоянки служебного автотранспорта и спецтехники, а их размещение без учета требований о стойкости покрытия полов к воздействию нефтепродуктов, допускающее загрязнение почвы нефтепродуктами и отходами, является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Отсутствие отбортовки или обваловки по периметру площадки для исключения попадания вредных веществ в ливневую канализацию и на почву противоречит требованиям п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 Ссылка в жалобе на п.4.16 СанПиН 2.1.7.1322-03, допускающий складирование отходов производства и потребления III - IV класса опасности вместе с ТБО в соотношении не более 30% от массы ТБО при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000 - 5000 мг/л, что соответствует фильтрату ТБО, не может полечь отмены постановления, поскольку данная норма не освобождает от соблюдения требований п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, содержащихся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Учитывая изложенное, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку исходя из конкретных обстоятельств дела, охраняемых общественных отношений, совершенное Логиновой С.А. правонарушение нельзя признать малозначительным.
Наказание Логиновой С.А. назначено в минимальном размере, установленном санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
Поскольку существенных нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение решения судьи и постановления, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 03 декабря 2013 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО "Бийские промышленные воды" Логиновой С. А. - без удовлетворения.
Судья
Алтайского краевого суда О.М. Пасынкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.