Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В.
Кравцовой Г.В.
при секретаре Милица Н.В.
с участием прокурора ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Банного И.И. 14 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации - ведущего специалиста сектора судебно-правовой работы правового управления ФИО7 на решение Советского районного суда г. Брянска от 10 октября 2013 года по делу по иску прокурора Советского района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Брянска в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. Совместное проживание с ФИО1 в одной квартире невозможно. На основании распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания по общей очереди с 03 июля 2012 г. По состоянию на 1 апреля 2013 г. номер очереди по списку внеочередного предоставления жилья - 44. Полагает, что по состоянию здоровья Лазаренкова Т.П. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 во внеочередном порядке жилое помещение.
В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г. Брянска и ФИО1 исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежаще, имеется заявление представителя ответчика ФИО7 о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Решением Советского районного суда гор.Брянска от 10 октября 2013 г. исковые требования прокурора Советского района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 удовлетворены, на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в пределах муниципального образования г. Брянск.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации ФИО7 просит об отмене решения суда от 10 октября 2013 г., принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, не учтены положения ст. 49 ЖК РФ и ст.16 и ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми орган местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти, тогда как обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями. Обеспечение жильем таких категорий граждан, к которым относится истец, не является расходным обязательством органа местного самоуправления, помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам.
Представитель Брянской городской администрации, ФИО1, надлежаще извещенные судом о месте и времени судебного заседания, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав доклад судьи областного суда Банного И.И., возражения на доводы апелляционной жалобы прокурора ФИО6, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Судом установлено, что согласно выписке из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N от 18 июля 2012 г. ФИО1 проживающая по адресу: "адрес", признана малоимущей и принята на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей очереди с 03 июля 2012 г с составом семьи 1 человек.
На основании справки N от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ "Брянская областная психиатрическая больница N1", в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2004 г. ФИО1 имеет право на дополнительную жилую площадь. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, пункта 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, проживание с ФИО1 в одном жилом помещении, занятом несколькими лицами, создает угрозу как для самой ФИО1, так и для окружающих.
Согласно справке Советской районной администрации г. Брянска от 09 июля 2013 года N 1047 по состоянию на 01 апреля 2013 года номер общей очереди - 1993, в списке внеочередного предоставления жилья - 44.
Согласно справкам Управления Росреестра по Брянской области от 12 мая 2012 года N и от 05 августа 2013 года N сведения о правах ФИО1 на недвижимое имущество в ЕГРП отсутствуют.
Согласно справке ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 15 мая 2012 года N за ФИО8 квартир и индивидуальных домовладений в Брянской области не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ФИО1, как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, указанные в жалобе.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что обеспечение жильем таких категорий граждан как ФИО1 не является обязательством органа местного самоуправления, помещения муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим гражданам, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО1, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ей должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1. Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 г.N 2461-п (с изм.), закреплено, что Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске.
Согласно п.1.6 указанного Положения, постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации ведущего специалиста сектора судебно-правовой работы правового управления ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Банный
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
Г.В.Кравцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.