Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
при секретаре Рудаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2014 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе Врио директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Т.И.Е. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 23 октября 2013 года по делу по иску З.А.В. к администрации города Новозыбкова Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
З.А.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её мать - А.Е.С., умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец - А.В.А., лишен родительских прав решением Новозыбковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением Лакомобудской сельской администрации Климовского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ над ней была определена опека, и опекуном назначена Ч.Л.Ф., при этом за ней не закреплялось жилое помещение, так как родители не имели своего жилья в собственности. С 2008 по 2013 годы она проходила обучение в ФГБОУ ВПО " ... " по специальности "Педагогика и психология", которую 25.06.2013 года окончила с отличием. В настоящее время она стоит на льготном учете детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при администрации г. Новозыбкова с 24.02.2012 года, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просила суд обязать администрацию г. Новозыбкова обеспечить ее специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании З.А.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации г. Новозыбкова Брянской области по доверенности Ш.И.И. исковые требования З.А.В. не признал, пояснив, что денежных средств, выделяемых в форме субвенций на указанные цели, недостаточно.
Привлеченный по инициативе суда к участию в деле соответчик - представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явился, представив отзыв относительно исковых требований З.А.В., в котором просил принять решение на усмотрение суда, и ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Дело рассмотрено также в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителей Правительства Брянской области и третьего лица - Минфина РФ в лице Новозыбковского отделения УФК по Брянской области, представивших суду ходатайства с просьбой рассмотреть дело без участия их представителей.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 23 октября 2013 года удовлетворены исковые требования З.А.В. Судом постановлено: Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области перечислить средства субвенций в бюджет г. Новозыбкова на приобретение для З.А.В. вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; администрации города Новозыбкова - предоставить З.А.В. вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Брянской области, выделенных в форме субвенций на указанные цели.
В апелляционной жалобе Врио директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Т.И.Е. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что в соответствии со ст.3 ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательстные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу в части внеочередного предоставления жилых помещений по договору социального найма детей-сирот, в связи с чем, с 1 января 2013г. действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений вне очереди. Также указывает, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа данной категории, в Брянской области возложена на органы местного самоуправления. Указывает, что поскольку в компетенцию Департамента, семьи, социальной и демографической политики Брянской области не входит обеспечение жильем указанных лиц, то считает Департамент ненадлежащим ответчиком по делу.
Рассмотрев апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела представителей ответчиков и третьих лиц, заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав З.А.В., просившую оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, З.А.В., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за собой на законных основаниях жилого помещения не имеет.
Постановлением администрации города Новозыбкова от 24.02.2012г. N 139 "О постанове на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" З.А.В. включена в список очередников для получения жилого помещения по договору социального найма, по льготной очереди, как сирота.
В сводном списке по Брянской области детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, З.А.В. стоит с 10.01.2012г. под номером 2019.
25 июня 2013 г. З.А.В. окончила обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования " ... ". Жилым помещением до настоящего времени не обеспечена.
Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2013 года).
Законом Брянской области от 02.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории наделены органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих статусом городского округа, муниципального района.
Удовлетворяя исковые требования З.А.В., суд первой инстанции исходил из того, что З.А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ней не закреплено, с 10.01.2012г. она стоит в сводном списке детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени в нарушение вышеприведенных норм права З.А.В. не предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке. В связи с чем, судом первой инстанции возложена на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению истице жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, с возложением на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обязанности по перечислению субвенций в бюджет г.Новозыбкова на приобретение истице такого жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению Заровной А.В. жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку названные выводы противоречат положениям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.
Судебная коллегия отмечает, что к такому выводу суд первой инстанции пришел, ссылаясь на нормы права (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ), действующие до 01 января 2013 года и утратившие силу на основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Названный Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ вступил в силу с 01 января 2013 года и частью 2 статьи 4 указанного закона, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ N 15-ФЗ от 29.02.2012г.) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ N 15-ФЗ от 29.02.2012г.) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012г., в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" упразднено право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма с распространением действия данного закона на ранее возникшие правоотношения и установлено право на предоставление такой категории граждан благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.
При таких обстоятельствах, для разрешения заявленных исковых требований суду первой инстанции следовало руководствоваться нижеприведенными положениями законодательства, действующими с 01 января 2013 года.
Так, введенная вышеназванным Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ часть 1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ определяет, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 7 и 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в ред. от 02.07.2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (ч.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).
В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (в ред. от 06.02.2013г.) органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих ... статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В силу ч. 4 статьи 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Согласно п. 9.3. Постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 58-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
Законом Брянской области от 10 декабря 2012 года N 90-З "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в ред. от 30.07.2013г. N 52-З) распределены субвенции бюджетам муниципальных районов, городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, городу Новозыбкову на 2013 год - в размере 886.100 руб.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах, свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, администрации города Новозыбкова Брянской области обязанности по предоставлению Заровной А.В., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Отказ ответчика от исполнения такой обязанности ввиду отсутствия надлежащего финансирования является незаконным, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым исковые требования З.А.В. о возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению в полном объеме путем возложения обязанности на администрацию города Новозыбкова Брянской области предоставить З.А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования "город Новозыбков", по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании "город Новозыбков", в установленном законом порядке.
Иных требований истцом суду не заявлялось, и судебная коллегия не усматривает предусмотренных ч.3 ст.196 ГПК РФ оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 23 октября 2013 года отменить, с вынесением по делу нового решения, которым администрацию города Новозыбкова Брянской области обязать предоставить З.А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования "город Новозыбков", по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании "город Новозыбков", в установленном законом порядке.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.