Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Кулешовой Е.В., Сидоренковой Е.В.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
при секретаре Скориновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. "14" января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации - ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 06 ноября 2013 года по делу по иску Прокурора Советского района г.Брянска в интересах ФИО2 к Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском в интересах ФИО2, ссылаясь на то, что с 06.06.2012 года ФИО2 включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания. ФИО2 бессрочно установлена 2-я группа инвалидности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 года он имеет право на дополнительную жилую площадь. До настоящего времени жилое помещение ФИО2 не предоставлено. По изложенным основаниям прокурор Советского района г. Брянска просил суд признать бездействие Брянской городской администрации по непредставлению жилого помещения Аржанову С.Л. незаконным, и обязать администрацию города Брянска предоставить ФИО2 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение с учетом его права на дополнительную площадь.
06 ноября 2013 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение, которым заявленные исковые требования удовлетворил, признал незаконным бездействие ответчика, и обязал Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте г.Брянска общей площадью не менее нормы предоставления.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации ФИО1 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 06 ноября 2013 года. В обоснование доводов жалобы заявитель, не оспаривая право ФИО2 на внеочередное предоставление жилого помещения, указывает на то, что муниципальное образование "город Брянск" в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ не наделено государственными полномочиям по предоставлению жилых помещений гражданам данной категории. В связи с чем полагает, что суд первой инстанции неправомерно обязал Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма за счет средств местного бюджета.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав доводы прокурора Бойкачевой О.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО2 распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 29.08.2012 года N включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставления жилья, с составом семьи 1 человек. Согласно справке Брянской областной психиатрической больницы N 1 от 11.10.2011 года ФИО2 имеет хроническое заболевание, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ N от 21.12.2004 года имеет право на дополнительную жилую площадь. В силу пункта 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N378, совместное проживание с ФИО2 в одной квартире невозможно. 01.03.2011 года ФИО2 бессрочно установлена 2-я группа инвалидности.
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются ... являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу пп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ... гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В связи с тем, что ФИО2 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, суд обоснованно признал его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что данная обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Администрацию г. Брянска по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
По смыслу определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО2, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, однако, отсутствие правового регулирования по вопросу о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
При этом следует учесть, что в соответствии с пп. 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июня 2005 г. N 2461-п, Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, возложение обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию г. Брянска не противоречит вышеуказанному нормативному акту.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм закона к спорным отношениям, тогда как доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. ПАРАМОНОВА
Судьи областного суда Е.В. КУЛЕШОВА
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.