Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2014 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе К.В.Е. на решение Почепского районного суда Брянской области от 15 октября 2013 года по делу по иску К.В.Е. к администрации Почепского района Брянской области о признании решения об отказе в назначении доплаты к государственной пенсии незаконным и возложении обязанности на администрацию Почепского района о назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии,
УСТАНОВИЛА:
К.В.Е. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 09.04.1999 года она назначена в порядке перевода на старшую муниципальную должность Старо-Краснослободского сельского поселения - специалистом 2 категории. 01.01.2002 года переведена на должность секретаря администрации Старо-Краснослободского сельского совета, с которой уволена 23.01.2006 года в соответствии со ст. 81 п. 1 ТК РФ - в связи с ликвидацией Старо-Краснослободского сельского совета. С 01.02.2008 года ей назначена трудовая пенсия. 14.06.2011 года она обратилась в администрацию Почепского района с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании Закона Брянской области от 16.11.2007 года N 156-3 "О муниципальной службе в Брянской области" и Положения от 19.02.2008 года N 234 о порядке установления выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Почепском районе. Письмом от 04.07.2011 года в назначении доплаты к трудовой пенсии ей отказано по мотиву отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами "а,б" пункта 1 статьи 2 Положения от 19.02.2008 года N 234. В последствии ей стало известно, что доплата к государственной пенсии назначается лицам, стаж работы которых по муниципальной должности не менее 15 лет. Считая отказ незаконным, К.В.Е. просила суд, с учетом имеющегося у нее стажа муниципальной службы, признать решение комиссии по исчислению стажа от 04.07.2011 года незаконным и обязать администрацию Почепского района назначить ей ежемесячную доплату к государственной пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, начиная с 14.06.2011 года.
Представитель администрации Почепского района по доверенности К.А.Н. в суде возражал против удовлетворения требований К.В.Е. на том основании, что из анализа правовых норм, регулирующих отношения по назначению муниципальным служащим ежемесячной доплаты к пенсии, в том числе Закона Брянской области от 16.11.2007 года N 156-3 "О муниципальной службе в Брянской области" и Положения от 19.02.2008 года N 234, указанная доплата к пенсии устанавливается лицам, имеющим соответствующий 15-летний стаж муниципальной службы, при условии, что увольнение с замещаемой должности муниципальной службы Почепского района имело место не ранее 01.06.1997 года по всем основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Вместе с тем, истец, имея необходимый стаж муниципальной службы, на пенсию была уволена с должности, которая не является муниципальной. Заявил также о применении положения части 2 статьи 256 ГПК РФ, поскольку заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, при этом ходатайств о восстановлении процессуального срока заявителем не заявлено, уважительных причин пропуска срока суду не представлено.
Решением Почепского районного суда Брянской области от 15 октября 2013 года в удовлетворении исковых требовании К.В.Е. отказано.
В апелляционной жалобе К.В.Е. просит решение суда отменить. Ссылается на то, что суд, отказывая в удовлетворении требований в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд, сделал неверный вывод об обращении в суд с заявлением об оспаривании решения администрации, поскольку она обратилась в суд с исковым заявлением о признании права на доплату к государственной пенсии и в данном случае срок исковой давности на основании ст.196 ГПК РФ составляет 3 года. Указывает, что её общий стаж в органе местного самоуправления составляет 34 года. Ссылается на то, что с должности специалиста 2 категории администрации Старо-Краснослободского Совета Почепского района Брянской области 01.01.2002г. была переведена секретарем указанной администрации и не знала, что работа в должности секретаря не входит в стаж муниципальной службы. Считает, что суд при вынесении решения должен был руководствоваться законодательством, действующим на момент её увольнения по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (01.02.2008г.).
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав представителя администрации Почепского района Брянской области по доверенности К.А.Н., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, К.В.Е. с 1980 года осуществляла трудовую деятельность на различных должностях Старо-Краснослободского сельского Совета и сельской администрации.
09.04.1999г. принята в порядке перевода на муниципальную должность муниципальной службы Старо-Краснослободского сельского совета Почепского района Брянской области специалистом 2 категории.
01.01.2002г. переведена согласно письменному заявлению на должность секретаря администрации Старо-Краснослободского сельского совета, с которой распоряжением от 23.01.2006 года N1р администрации Старо-Краснослободского сельского совета уволена в соответствии со ст. 81 п. 1 ТК РФ - в связи с ликвидацией Старо-Краснослободского сельсовета.
С 24.01.2006г. работала в должности делопроизводителя Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области, с которой уволена 01.02.2008г. в связи с выходом на пенсию по п.3 ст.77 ТК РФ.
01.02.2008 г. К.В.Е. назначена трудовая пенсия по старости.
14.06.2011г. К.В.Е. обратилась к главе администрации Почепского района с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании Закона Брянской области от 16.11.2007 года N 156-3 "О муниципальной службе в Брянской области" и Положения от 19.02.2008 года N 234.
Письмом главы администрации Почепского района от 04.07.2011 г. в назначении доплаты к трудовой пенсии К.В.Е. отказано по основанию отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 1 статьи 2 Положения от 19.02.2008 года N 234.
Решением от 04.07.2011г. постоянно действующей комиссии по исчислению стажа администрации Почепского района К.В.Е. отказано в назначении доплаты к государственной пенсии в связи с тем, что, имея 15-летний стаж муниципальной службы, на пенсию она уволена в связи с ликвидацией сельского совета с должности секретаря сельского совета, которая не является муниципальной должностью.
На момент возникновения спорных правоотношений вопросы муниципальной службы регулировались Федеральным законом N 8-ФЗ от 8 января 1998г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", согласно пункту 1 ст.18 которого, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Брянской области от 9 декабря 1997 г. N 30-З "О муниципальной службе в Брянской области" (действующим в период возникновения спорных правоотношений) было предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами области. Ежемесячная доплата к государственной пенсии муниципального служащего устанавливается за счет средств соответствующего местного бюджета. Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципального служащего устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального образования аналогично соответствующему порядку, установленному для государственных служащих области (статья 23).
Согласно пункту 3 Положения о порядке установления выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, государственные должности государственной службы Брянской области (Приложение N 3 к Закону Брянской области от 10 июля 1997 г. N 18-З "О государственной службе в Брянской области") ежемесячная доплата к пенсии устанавливается также лицам, имеющим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии по старости, ... при наличии следующих условий: а) стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, составляет не менее 15 лет; б) увольнение с замещаемой должности государственной службы Брянской области имело место не ранее 1 июня 1997 года по всем основаниям, предусмотренным Федеральным законом, за исключением случаев увольнения за совершение проступка, за который в соответствии с Федеральным законом предусмотрено увольнение с работы.
Материалами дела установлено, что истица имеет муниципальный стаж более 15 лет, что сторонами не оспаривалось.
Вместе с тем, увольнение истицы на пенсию было произведено с должности делопроизводителя Семецкой сельской администрации, которая в Реестре должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах в Брянской области, Реестре муниципальных должностей муниципальной службы Почепского района Брянской области отсутствует. Не содержится в данном Реестре и должность секретаря администрации Старо-Краснослободского сельского совета, с которой истица уволена 23.01.2006 года.
Согласно п. 2 Положения о порядке установления выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Почепском районе N 52 от 27.04.2001 г. и аналогичным нормам в Положении от 19.02.2008 года N 234, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, имеющим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии по старости, ... при наличии следующих условий: а) стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, составляет не менее 15 лет; б) увольнение с замещаемой должности государственной службы Брянской области имело место не ранее 1 июня 1997 года по всем основаниям, предусмотренным Федеральным законом, за исключением случаев увольнения за совершение проступка, за который в соответствии с Федеральным законом предусмотрено увольнение с работы.
Из вышеприведенных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что для возникновения права на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицу, замещавшему должности муниципальной службы, необходимо не только наличие 15-летнего стажа муниципальной службы, но и такое условие, как увольнение с должности, относящейся к муниципальной должности муниципальной службы.
Разрешая требования К.В.Е., суд первой инстанции правильно истолковал вышеприведенными нормы федерального и регионального законодательства и пришел к выводу об отсутствии у К.В.Е. права на получение доплаты к государственной пенсии, в связи с отсутствием всех условий для возникновения такого права, поскольку К.В.Е. уволена с должности, которая не относится к должностям муниципальной службы.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, находит его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выводы суда и основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда в названной части.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении иска К.В.Е. суд первой инстанции также сослался на ст.256 ГПК РФ и принял во внимание, что требования заявителя вытекают из публичных правоотношений и не носят исковой характер, при этом о решение комиссии по исчислению стажа администрации Почепского района К.В.Е. стало известно 05.07.2011 года, а с заявлением в суд она обратилась 14.08.2013 года, в связи с чем, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя в том числе в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку требования о признании права на получение доплаты к государственной пенсии, как спор о праве, подлежат рассмотрению в порядке искового судопроизводства.
Из материалов дела усматривается, что К.В.Е. обратилась в суд с исковым заявлением и судом правильно разрешен спор в порядке искового судопроизводства.
Однако, правоотношения, возникшие в связи с пенсионным обеспечением, являются длящимися правоотношениями, которые действуют до настоящего времени, в связи с чем, вывод суда о пропуске срока обращения в суд основан на неверном применении норм материального права и подлежит исключению из решения суда.
Поскольку такой вывод суда послужил одним из оснований к отказу в иске, и изложен не только в мотивировочной, но и в резолютивной части решения суда, решение суда в названной части в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит изменению, а вывод суда об отказе в иске по указанному основанию - исключению из мотивировочной и резолютивной частей решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Почепского районного суда Брянской области от 15 октября 2013 года изменить.
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда вывод суда об отказе К.В.Е. в иске в связи с пропуском срока обращения в суд.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу К.В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.