Судебная коллегия по гражданским деламБрянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.,
судей областного суда Шкобенёвой Г.В., Гоменок З.И.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2014 года по докладу судьи Гоменок З.И. дело по апелляционной жалобе ПАП на решение Володарского районного суда г. Брянска от 09 октября 2013 года по гражданскому делу по иску ПАП к УПФ РФ в Володарском районе городского округа г. Брянска о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛА:
ПАП обратился в суд с исковым заявлением, указывая, что с 25.11.1989 года ему была установлена досрочная трудовая пенсия по старости в размере 120 рублей, при этом стаж работы его составлял 30 лет 11 мес. 10 дней. С 01.02.1998 года, после изменения пенсионного законодательства, его стаж для исчисления пенсии стал составлять 29 л. 14 дней, и размер пенсии был уменьшен. Его стажевый коэффициент стал составлять 0,64 вместо положенного 1,0. В связи с чем, просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, исходя из стажевого коэффициента 1,0, а также произвести валоризацию по трудовому стажу 30 лет 11 мес. 10 дней.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 09 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований ПАП отказано.
В апелляционной жалобе ПАП просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав пояснения истца, поддержавшего доводы жалобы, представите ответчика возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАП является получателем пенсии с 25.11.1989 года. При этом, стаж работы истца на момент назначения пенсии составлял 30 лет 11 мес. 10 дней.
С 01.02.1998 года Федеральным законом от 21.07.1997 года N 113-ФЗ"О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в ст. 7 Закона N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" были внесены изменения, устанавливающие альтернативный порядок определения размера пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Согласно ст. 7 Закона "О государственных пенсиях в РФ" в редакции Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с указанной статьей учитываются календарные периоды работы, военной и приравненной к ней службы, периоды учебы не учитываются. Не применяется правило увеличения на количество лет специального стажа, превышающего требуемый.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.
В связи с этим общий стаж, принятый для исчисления пенсии ПАП, с 01.02.1998 года составил 29 лет 14 дней, исходя из стажевого коэффициента 0, 64 процента.
При этом, пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 стать:! 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно выраженной в указанном Постановлении позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитали установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
При исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г. N113 размер пенсии истца в сравнении с ранее назначенным размером пенсии значительно увеличился, что подтверждается данными его пенсионного дела, где по состоянию на декабря 1997г. размер пенсии составлял с дополнительными выплатами 276943руб., то по состоянию на февраль 1998г. стал составлять 340 руб. 48 коп. (после применения деноминации рубля).
Согласно расчетам ответчика после конвертации пенсионных прав размер трудовой пенсии по старости ПАП на ДД.ММ.ГГГГ составил 902 руб. 34 коп. (0,64*0,844*1671, где 0,64 - стажевый коэффициент, 0,844 - отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной зарплате в РФ, 1671 руб. - установленная Правительством РФ среднемесячная заработная плата в стране).
По состоянию на 01.06.2012 размер пенсии ПАП (с учетом проведенной валоризации и регулярных индексаций частей пенсии) составляет 6240,04 руб. (фиксированный базовый размер - 3278,59 руб., страховая часть пенсии - 2130,50 руб., увеличение страховой части в результате валоризации - 830,95 руб.).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований ПАП по заявленным в иске основаниям.
Так, исходя из общего трудового стажа 29 лет 14 дней стажевый коэффициент истца составит 0,64, а не 1,0 (как считает истец), в соответствии с положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающими, что СК (стажевый коэффициент) для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 (0,55 + 9 x 0,01); этой же нормой установлено, что среднемесячная заработная плата в Российской Федерации (СЗП) за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ, составляет 1 671 руб.; также положениями ст. 30 указанного Закона предусмотрено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2, что и было учтено при расчете пенсии истца.
Не соглашаясь с данными размерами пенсии, истец приводит свой расчет относительно размера пенсии - 120 руб. по состоянию на 1991г., увеличивая её в 10 раз с учетом инфляции и по состоянию на 1998г. определяя её в 1200 руб.
Суд не согласился с доводами истца, пришел к правильному выводу, поскольку в обоснованиях своих требований, истец применил несуществующий механизм валоризации пенсии, не предусмотренный действующим законодательством. Данный расчет является субъективным мнением истца, не основанным на законе и не подлежащим применению.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, они не опровергают правильность выводов суда, а направлены на иное толкование законодательства, регулирующего спорные правоотношения, что отмену решения суда не влечет.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Володарского районного суда г. Брянска от 09 октября 2013года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи областного суда Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.