Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Тумашевич Н.С.,
прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Ревчук Т.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - Лаврентьевой Н.С. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года, которым удовлетворены требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к муниципальному унитарному предприятию "Фармация", администрации муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Лаврентьевой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам жалобы представителей Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., муниципального унитарного учреждения "Фармация" Поповой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Фармация" (далее - МУП "Фармация"), администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, и уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просил:
обязать МУП "Фармация" оборудовать вход в помещение аптеки N МУП "Фармация", расположенной по адресу: "адрес", специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий в помещении аптеки N на администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район "адрес".
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой "адрес" проведена проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры. Предметом проверки явилось соблюдение требований доступности для инвалидов помещения аптеки N МУП "Фармация", расположенного по адресу: "адрес". Указанное помещение передано администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район в хозяйственное ведение МУП "Фармация" под размещение аптеки на основании договора на управление имуществом от ДД.ММ.ГГГГ N 1.
Вход в помещение аптеки не доступен для маломобильных групп населения, в том числе для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположен выше уровня поверхности земли, не оснащен пандусом, перилами и другими приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 12, 45, 131, 132, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 9, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", прокурор указывал, что ненадлежащее соблюдение МУП "Фармация" требований законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения, нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (л.д. 4-7, 67-69).
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября сентября 2013 года исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворены (л.д. 89-95).
Представитель администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - Лаврентьева Н.С. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просила решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года в части возложения на администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области обязанности финансирования мероприятий по оборудованию в срок до ДД.ММ.ГГГГ входа в помещение аптеки N специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных группа населения отменить. В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, поскольку судом применен закон, не подлежащий применению, и не применен закон, подлежащий применению.
Податель жалобы указывает на то, что помещение аптеки N, расположенное по адресу: "адрес" передано в хозяйственное ведение МУП "Фармация" на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным договором МУП "Фармация" обязано содержать имущество в полной исправности; осуществлять его эксплуатацию, обслуживание и ремонт за свой счет; поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт помещений; производить за свой счет на долевых началах пропорционально занимаемым площадям капитальный ремонт здания, связанный с общим капитальным ремонтом здания. Таким образом, бремя содержания здания помещения аптеки N возложено на МУП "Фармация" и, следовательно, оборудование входа аптеки специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения является их обязанностью.
Кроме того, исходя из устава МУП "Фармация" целью деятельности предприятия является, в том числе, получение прибыли; для достижения поставленной цели предприятие осуществляет деятельность, предусмотренную ее уставом. Источниками формирования имущества предприятия являются имущество, закрепленное собственником по договору хозяйственного ведения; доходы от деятельности предприятия. В связи с чем, возложение обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию входа в помещение аптеки N специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения на администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район, необоснованно.
Кроме того, бюджет муниципального образования Ломоносовского муниципального района является дотационным и доля средств из областного бюджета составляет больше 30% от собственных доходов (л.д. 96-100).
Присутствовавший в судебном заседании представитель администрации муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области Лаврентьева Н.С., действующая на основании доверенности от 09 января 2013 года сроком до 31 декабря 2013 года, поддержала доводы апелляционной жалобы, представители Ленинградской областной прокуратуры Гаврилова Е.В., муниципального унитарного учреждения "Фармация" Попова О.А., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, критически оценивали доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 12, 130 - 133 Конституции РФ органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. 2, 7, 18, 19 Конституции РФ.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Ломоносовского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.
В ходе осмотра помещения аптеки N МУП "Фармация", расположенного по адресу: "адрес", установлено, что вход в помещение амбулатории не оснащен пандусом, перилами для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (л.д. 8).
Из содержания п.п. 3.1 Устава МУП "Фармация" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области следует, что целью деятельности предприятия является удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах и изделий медицинского назначения, средствах ухода, гигиены, оказания медико-социальных услуг, получение прибыли (л.д. 15-24).
Учредителем предприятия является администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (п.1.3 Устава). Собственником имущества предприятия является муниципальное образование Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (п. 1.4 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, от имени которого выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район (собственник) и МУП "Фармация" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (предприятие) заключен договор N на право управления имуществом (хозяйственного ведения), в соответствии с которым собственник передает, а предприятие принимает на баланс в хозяйственное ведение муниципальное имуществом согласно приложениям N, N к договору (л.д. 11-12). При этом согласно п. 2.2 договора передача собственником имущества в хозяйственное ведение не влечет за собой передачу прав собственности предприятию на это имущество.
В соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ предприятие приняло имущество в виде здания аптеки "адрес" (л.д. 13).
В силу ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1999 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения и др.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами - автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Согласно пунктам 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (действовавшие на момент проведения проверки) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
В соответствии с пунктом 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.
Согласно пункту 2.4.8 "Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 года за N 613 по обеим сторонам лестницы или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800-920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что помещение аптеки N в "адрес" является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него, как правильно указал суд первой инстанции, в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание учреждения здравоохранения должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры приводит к нарушению их прав на достойную жизнь и свободное развитие.
Согласно частями 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Таким образом, доводы жалобы о необходимости возложения расходов по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов непосредственно на МУП "Фармация" судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве безвозмездного пользования или оперативного управления).
Ссылка представителя ответчика на то, что условия договора N от ДД.ММ.ГГГГ возлагают обязанность по содержанию имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения непосредственно на МУП "Фармация", основана на неправильном понимании требований действующего законодательства. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы о том, что целью деятельности МУП "Фармация" является, в том числе извлечение прибыли, в связи с чем оно имеет возможность самостоятельно изыскать денежные средства для оплаты требуемых работ, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку наличие либо отсутствие у учреждения дополнительных источников финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них полномочий, равно как и от ответственности связанной с неисполнением обязательств.
Отсутствие перечислений денежных средств из федерального бюджета для осуществления мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры удовлетворению не подлежит, поскольку, иное приведет к нарушению прав инвалидов и других маломобильных групп населения по обеспечению им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, а также к нарушению положений статьи 7 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, недостаточность бюджетных средств муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области таким основанием также не является.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - Лаврентьевой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Романова В.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.