судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Жуковой Н.Н. и Курдюковой Н.А
при секретаре Еремкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело
по апелляционной жалобе заявителя Осмачкина А.Н.
на решение Усманского районного суда Липецкой области от 15 ноября 2013 года , которым постановлено:
В удовлетворении заявления Осмачкина А.Н. о признании незаконными действий инспектора УГИБДД УМВД России по Липецкой области Дорофеева А.Л., выразившихся в изъятии паспорта транспортного средства 31 N N при постановке на учет автомобиля, возложении обязанности возвратить паспорт транспортного средства N N N, отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осмачкин А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что при постановке на учет автомобиля ВАЗ 21104 у него был изъят оригинал ПТС и выдана ксерокопия данного документа. В связи с тем, что указанные действия должностного лица МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области Дорофеева А.Л. совершены без каких-либо на то законных оснований и без составления соответствующих об изъятии ПТС документов, Осмачкин А.Н. просил признать их незаконными, обязав ответчика возвратить ему подлинник ПТС.
В судебном заседании Осмачкин А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель УМВД России по Липецкой области Щеголькова М.В. и инспектор МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области Дорофеев А.Л. в судебном заседание заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что при осмотре транспортного средства Осмачкина А.Н. было выявлено изменение маркировки номера кузова на автомобиле, что послужило основанием для изъятия ПТС для проверки его подлинности с номерными знаками. Представители УМВД России по Липецкой области и МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области также указали, что поскольку действия должностного лица по изъятию ПТС у Осмачкина А.Н., выдаче ему копии данного документа и направлению подлинника ПТС в ОВД по месту обнаружения были совершены в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", то отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Осмачкиным А.Н. требований.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Осмачкин А.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав п редставителя УМВД России по Липецкой области Щеголькову М.В., возражавшую против жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом, что 24 августа 2013 года Осмачкин А.Н. обратился в МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобиля ВАЗ 21104, 2006 года выпуска, идентификационный номер ( VIN ) ХТА N на основании договора купли-продажи от 21 апреля 2013 года .
Согласно рапорту инспектора МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области от 24 августа 2013 года в ходе осмотра автомобиля установлено, что маркировка номера кузова подвергалась изменению.
Исходя из ответа МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области от 08.11.2013 года выявление при осмотре автомобиля ВАЗ 21104 государственный регистрационный знак N признаков скрытия, изменения и уничтожения маркировки на транспортном средстве послужило основанием для совершения должностным лицом действий по изъятию у Осмачкина А.Н. подлинника ПТС, выдачи ему копии данного документа и направления оригинала ПТС в ОП N 8 УМВД России по г.Липецку.
Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" на органы ГИБДД возложена обязанность по контролю за подлинностью номеров агрегатов и регистрационных знаков (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо способом) и их соответствием данным, указанным в документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, регистрационных документах и (или) паспорте транспортного средства.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым Министерству внутренних дел Российской Федерации было предписано разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.
Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Правила), которые предусматривают порядок снятия и постановки транспортных средств на учет в органах Госинспекции, основания для осуществления таких действий и процедуру их осуществления.
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г., содержат перечень оснований, препятствующих регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств.
Согласно п. 8 указанных Правил регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
На основании п. 35.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в редакции Приказа МВД РФ от 20 января 2011 года N 28, госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру.
В процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления.
В соответствии с пунктом 35.6 Административного регламента МВД РФ исполнения государственных функций по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, при обнаружении признаков подделки, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.
Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 N 28)
Учитывая вышеперечисленные нормативные положения, указанные действия должностного лица МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области соответствовали действовавшим на момент их совершения нормам Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г. (в ред. Приказа МВД РФ от 29.08.2011 N 28) и Административного регламента, предусматривающим наличие у должностного лица полномочий по задержанию документов, представленных собственником (владельцем) транспортного средства для производства регистрационных действий , при обнаружении признаков изменения маркировки, нанесенной на транспортном средстве организацией-изготовителем, а также по передаче изъятых документов в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия по ним соответствующего решения.
Кроме того, изъятие документов при указанных обстоятельствах предусмотрено и п. 50 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001, действующим в настоящей время в ред. Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605, которым также установлено, что при выявлении в предъявленных документах признаков подделки, документы изымаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку при совершении действий по изъятию ПТС у Осмачкина А.Н., выдаче ему копии данного документа и направлению подлинника ПТС в ОВД для проведения проверки сотрудник МРЭО ГИБДД УВД России по Липецкой области Дорофеев А.Л. действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий, нарушений прав и свобод Осмачкина А.Н. допущено не было. Выводы суда об отказе в удовлетворении требований заявителя являются верными.
Каких-либо доводов, которые подвергали бы сомнению правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения, жалоба не содержит.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, а
жалобу заявителя Осмачкина А.Н.
- без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.