Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 ноября 2013 г. по делу N 33А-1572
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Павленка С.В.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием представителя заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению подполковника ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению на решение Владимирского гарнизонного военного суда от 19 июля 2013 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части "данные изъяты" майора ФИО2 об оспаривании действий заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению, связанных с отказом в назначении заявителя на высшую воинскую должность, а также приказа министра обороны Российской Федерации о назначении на эту должность другого военнослужащего.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В., объяснения представителя должностного лица в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО2 проходил военную службу в должности помощника командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению. 15 марта 2013 года ФИО2 подал рапорт с просьбой о назначении его на высшую воинскую должность - заместителя командира воинской части по материально-техническому обеспечению, которая была введена после проведения организационно - штатных мероприятий в войсковой части "данные изъяты", после чего представление о назначении его на эту должность вместе с другими необходимыми документами было направлено в адрес ФИО9 управления кадров Западного военного округа. 3 июля 2013 года ФИО2 стало известно о том, что заместитель командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению не принял положительного решения о назначении его на высшую воинскую должность по причине отсутствия у него высшей военной оперативно-тактической подготовки, а приказом министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2013 года N Х38 на должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению был назначен майор ФИО1
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению, связанные с отказом в назначении его на высшую воинскую должность заместителя командира войсковой части 30616-8 по материально-техническому обеспечению, в связи с чем просил обязать названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о назначении его на указанную должность. Кроме того, ФИО2 просил суд признать незаконным приказ министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2013 года N Х38 в части назначения на должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению майора ФИО1 и обязать указанное должностное лицо отменить этот приказ в названной части и рассмотреть вопрос о назначении его на данную воинскую должность.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО2 удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению, связанные с принятием решения об отказе в назначении ФИО2 на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению и обязал названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о назначении ФИО2 на указанную воинскую должность. Кроме того, суд признал незаконным приказ министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2013 года N Х38 в части назначения на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению майора ФИО1 и обязал названное должностное лицо отменить этот приказ в указанной части. Также суд взыскал с Министерства обороны РФ в пользу ФИО2 судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении заявления в остальной части и судебных расходов на большую сумму, суд ФИО2 отказал.
В апелляционной жалобе заместитель командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы он указывает, что решение суда первой инстанции должно быть отменено в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Обращает внимание, что в соответствии с руководящими документами должностных лиц Министерства обороны РФ 467 межвидовой окружной учебный центр переформирован в 467 окружной учебный центр подготовки младших специалистов округа, в связи с чем должность заявителя в соответствии с проведением организационно-штатных мероприятий с 1 марта 2013 года сокращена, а в новом центре с 1 мая 2013 года введена новая - заместитель начальника центра по материально-техническому обеспечению (г. Владимир), требующая высшей военной оперативно-тактической подготовки, которой у ФИО2 нет.
По мнению автора жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание, что поскольку у военнослужащего отсутствует высшая военная оперативно-тактическая подготовка, офицер не прошел обучение в высших военно-учебных заведениях по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования на базе имеющейся полной военно-специальной подготовки), то не предназначен для замещения воинских должностей командиров бригад (полков), заместителей командиров бригад (полков), начальников родов войск (служб) дивизий, им равных и соответствующих должностей в органах (структурах) военного управления), в связи с чем не было принято положительного решения по назначению ФИО2 на новую воинскую должность.
Ссылаясь на Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и приказ министра обороны РФ от 29 февраля 2012 года N 444 "О порядке организации и проведении аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ", указывает, что ФИО2 перед назначением на новую вакантную воинскую должность должен был рассматриваться на аттестационной комиссии войсковой части "данные изъяты" ( "адрес"), а не на аттестационной комиссии воинской части, в которой он проходит военную службу и сам является членом этой комиссии.
В заключение автор жалобы отмечает, что представленные на ФИО2 документы свидетельствуют о формальном подходе к проведению аттестации ФИО2 в воинской части, а при исполнении воинской должности заместителя командира воинской части по тылу ему приходилось исполнять обязанности только по вопросам материального обеспечения. Между тем воинская должность заместителя командира воинской части по материально-техническому обеспечению предусматривает, кроме того, еще и выполнение задач по техническому обеспечению.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление в части признания незаконными действий заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению, связанных с отказом в назначении ФИО2 на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению, возложения обязанности на названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о назначении ФИО2 на указанную воинскую должность, а также признании незаконным приказа министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2013 года N Х38 в части назначения на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению майора ФИО1 и обязательстве этого должностного лица отменить этот приказ, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 имеет преимущественное право назначения на должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению, рекомендован на эту воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, и проявил при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности, что следует из его служебной характеристики от командира воинской части, а также других установленных гарнизонным военным судом обстоятельств.
Кроме того, суд учитывал, что до 4 февраля 2011 года заявитель замещал воинскую должность, соответствующую той, к назначению на которую ФИО2 был представлен 2 апреля 2013 года, и с которой он был перемещен на низшую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с чем пришел к выводу о том, что оснований для принятия решения об отказе в назначении ФИО2 на должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению у заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению не имелось.
Вместе с тем, данный вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 1 и 3 ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - закон) назначение на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров осуществляется указами Президента РФ, а остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.
Согласно подп. 5, 6 и 11-13 ст. 11 Положения назначение военнослужащего на воинскую должность производится, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.
Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из приказа министра обороны РФ N Х8 от 2010 года "Об уровнях военной подготовки, воинских специальностях и квалификациях, по которым организуется подготовка офицеров из числа слушателей и курсантов в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации" (приложение "Уровни военной подготовки офицеров ВС РФ") усматривается, что для назначения на воинские должности командиров бригад (полков), заместителей командиров бригад (полков), начальников родов войск (служб) дивизий, им равных и соответствующих должностей в органах (структурах) военного управления) военнослужащий, пройдя обучение в высших военно-учебных заведениях по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования на базе имеющейся полной военно-специальной подготовки, должен иметь высшую военную оперативно-тактическую подготовку.
Согласно приказу министра обороны РФ от 29 февраля 2012 года N 444 "О порядке организации и проведении аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ" ФИО2, как запланированный к назначению на высшую воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению, должен быть рассмотрен на аттестационной комиссии войсковой части "данные изъяты" ( "адрес") (старшего начальника, имеющего право аттестовать при назначении на воинскую должность заместителя командира воинской части), а не аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу.
В соответствии с директивой министра обороны Российской федерации от 12 марта 2013 года N Д-05, директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 314/2/1545 и директивой командующего войсками Западного военного округа от 1 апреля 2013 года N 1/5/90 должность помощника командира войсковой части "данные изъяты" по материальному обеспечению, на которой проходил военную службу ФИО2, с 1 марта 2013 года сокращена и с 1 мая того же года в созданном центре введена новая воинская должность - заместитель командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению.
Из тех же материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ из войсковой части 30616 в адрес ФИО9 управления кадров Западного военного округа вместе с представлением о назначении ФИО2 на вышеуказанную воинскую должность были направлены его рапорт о согласии на ее замещение, а также положительное заключение аттестационной комиссии войсковой части "данные изъяты".
Также материалами дела подтверждается, что документы ФИО2 к назначению на воинскую должность были возвращены командиру войсковой части "данные изъяты" без реализации, так как заместителем командующего войсками округа по материально-техническому обеспечению положительного решения о назначении заявителя на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению не принято в связи с отсутствием у него высшей военной оперативно-тактической подготовки. Кроме того, приказом министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2013 года N Х38 на названную воинскую должность был назначен выпускник Военной академии материально-технического обеспечения майор ФИО1
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о незаконности решения заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению об отказе в назначении ФИО2 на должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению является неправомерным и несостоятельным.
Напротив, при таких данных, отсутствие у заявителя высшей военной оперативно-тактической подготовки и решения соответствующей аттестационной комиссии указывало на отсутствие законных оснований для направления документов ФИО2 для рассмотрения вопроса о назначении его на высшую должность.
Не отрицал необходимость такой подготовки и сам командир войсковой части "данные изъяты" в своём сообщении от 19 июля 2013 года N 1497, в котором подтвердил, что воинские должности заместителя командира части по материально-техническому обеспечению, заместителя командира части по работе с личным составом и заместителя командира части подлежат укомплектованию офицерами, имеющими оперативно-тактическую подготовку.
При этом следует учитывать, что должность, на которую претендовал ФИО2 является новой и не соответствует ранее им занимаемой, так как она введена в связи с переформированием 467 окружного учебного центра.
С учетом вышеуказанного законным является и приказ министра обороны РФ от 15 июня 2013 года N Х38, которым на должность заместителя командира войсковой части 30616-8 по материально-техническому обеспечению назначен майор ФИО1, отвечающего требованиям, предъявляемым к должности.
Вопреки мнению суда первой инстанции, никакого преимущественного права для назначения на должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению ФИО2 не имеет, так как рекомендован на эту воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, и согласно утверждению прямых ФИО9 проявивший себя при исполнении должностных обязанностей удовлетворительно.
Более того, остался без внимания суда первой инстанции и тот факт, что согласно представленным заявителем документам, материалы для назначения его на высшую должность с его рапортом и представлением командира войсковой части "данные изъяты" направлены из воинской части 19 марта 2013 года. При этом, в представлении к назначению на воинскую должность указано, что правовой минимум ФИО2 сдал 1 апреля 2013 года, а аттестационная комиссия состоялась 30 марта этого же года. Вместе с тем, из этих же материалов усматривается, само представление подписано должностным лицом лишь 5 апреля 2013 года.
При таких обстоятельствах, решение суда в части признания незаконными действий заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению, связанных с отказом в назначении ФИО2 на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению, возложения обязанности на названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о назначении ФИО2 на указанную воинскую должность, а также признании незаконным приказ министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2013 года N Х38 в части назначения на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению майора ФИО1 и обязательстве этого должностного лица отменить этот приказ, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для данного дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 и ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Владимирского гарнизонного военного суда от 19 июля 2013 года по заявлению ФИО2 в части признания незаконными действий заместителя командующего войсками Западного военного округа по материально-техническому обеспечению, связанных с отказом в назначении ФИО2 на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению, возложения обязанности на названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о назначении ФИО2 на указанную воинскую должность, а также признании незаконным приказ министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2013 года N Х38 в части назначения на воинскую должность заместителя командира войсковой части "данные изъяты" по материально-техническому обеспечению майора ФИО1 и обязательстве этого должностного лица отменить этот приказ - отменить и принять в этой части новое решение, которым ФИО2 в удовлетворении данных требований - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда С.В. Павленок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.