Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 ноября 2013 г. по делу N 33А-1533
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Павленка С.В. и Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Татарченко Н.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее Академия) - ФИО8. на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 мая 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего Академии подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника Академии, связанных с отказом в выплате денежных средств.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу по контракту, заключенному им 1 сентября 2012 года с Министерством внутренних дел РФ в лице заместителя министра - главнокомандующего ВВ МВД России, сроком - на период обучения в Академии и на 5 лет после обучения. Приказом министра обороны РФ от 03 августа 2012 года N 1884 ФИО1 был зачислен слушателем Академии на факультет ВВ МВД России. В соответствии с приказом начальника Академии от 6 сентября 2012 года N 218 ФИО1 с 1 сентября 2012 года зачислен в списки переменного состава Академии, на все виды обеспечения и полагается вступившим в исполнение служебных обязанностей. Указом Президента РФ от 15 сентября 2003 года ФИО1 был награжден медалью Жукова. 16 октября 2012 года ФИО1 по команде был подан рапорт с ходатайством о назначении ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, как награжденному государственной наградой, в соответствии с приказом министра МВД России от 19 декабря 2011 года N 1264, однако в установлении указанной надбавки ему было отказано.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать начальника Академии выплатить в полном объеме причитающиеся ему ежемесячные надбавки за особые достижения в службе в период с момента издания приказа МВД России от 03 сентября 2012 года N 841 и вступления его в законную силу.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил частично.
Суд обязал начальника Академии выплатить ФИО1 ежемесячную надбавку за особые достижения в службе за период с 16 октября 2012 года по 30 мая 2013 года.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника Академии просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом допущено неправильное применение норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на положения договора о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, и приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 500 дсп "Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" считает, что основания для выплаты заявителю истребуемой им надбавки отсутствуют.
Полагает, что суд неправомерно не привлек к участию в деле: Директора департамента финансового планирования МО РФ, начальника кафедры тактического и оперативного использования ВВ МВД Академии, Главное командование ВВ МВД России, Министерство обороны РФ, Правительство РФ.
Отмечает, что суд необоснованно не принял во внимание переписку между Академией и довольствующими органами по вопросу установления порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих МВД РФ, проходящих службу в Минобороны РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которое указывает представитель должностного лица в своей жалобе, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Статьей 13 этого Закона установлено, что Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с пунктами 12 и 20 этого Закона военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливается ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной набавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Пунктом 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, утвержденных Приказом МВД России от 19 декабря 2011 года N 1264, определено, что военнослужащим, награжденным медалями СССР, Российской Федерации (за исключением юбилейных), орденами СССР, Российской Федерации, знаком отличия - Георгиевским Крестом, знаком особого отличия - медалью "Золотая Звезда", устанавливается и выплачивается надбавка в размере 50 процентов от оклада по воинской должности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 50 вышеназванного Закона и п. 63 ст. 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года N 248, финансирование расходов на обеспечение деятельности внутренних войск МВД России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете для Министерства внутренних дел РФ, которое осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Пунктом 27 статьи 8 Положения о главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 03 марта 1999 года N 281, определено, что Главное командование вносит в Министерство внутренних дел РФ и Министерство финансов РФ предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание внутренних войск, осуществляет истребование бюджетных ассигнований, а также финансирование внутренних войск.
На основании контракта о прохождении военной службы, заключенного ФИО1 в сентябре 2012 года, последний обязуется проходить военную службу в кадрах внутренних войск МВД России на период обучения в университете и пять лет военной службы по окончанию обучения, а Министерство внутренних дел РФ обеспечивать соблюдение прав военнослужащего и членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсации, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Пунктами 12, 18-19 Договора о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 февраля 2003 года установлено, что обеспечение военнослужащих постоянного и переменного состава, содержащихся за счет численности и средств главного командования внутренних войск МВД России (далее Главное командование) в штатах военно-учебных заведений МО РФ, осуществляется через соответствующие довольствующие органы Министерства обороны РФ за счет средств Главного командования.
После доведения в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств Главное командование направляет Министерству обороны РФ уточненный перечень должностей военнослужащих, подлежащих содержанию за счет численности и средств Главного командования.
Расчеты за содержание и обучение производятся путем централизованного перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства обороны РФ в порядке, установленном Правительством РФ для межведомственных расчетов.
Из п. 3 - 4 Правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 октября 2004 года N 565, видно, что взаимные расчеты, включая их уточнение, осуществляются на основании составляемых за полугодие, 9 месяцев и за год актов о подтверждении объема взаимных расчетов по обязательствам, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах ассигнований, выделяемых обеспечивающему главному распорядителю средств на эти цели из федерального бюджета на соответствующий год, путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на соответствующий год.
Принятие и исполнение бюджетных обязательств по содержанию и обслуживанию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных ст. 1 Федерального закона "Об обороне", военных судов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов федеральной фельдъегерской связи, подготовке военных кадров и другим видам обеспечения осуществляются за счет ассигнований, полученных на эти цели исполняющим главным распорядителем средств (Министерство обороны РФ) от обеспечивающего главного распорядителя средств (Министерство внутренних дел РФ и Главное командование) в порядке, установленном анализируемыми Правилами, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, доведенных до обеспечивающего главного распорядителя средств.
Согласно материалам дела ФИО1, награжденный медалью Жукова, рапортом от 16 октября 2012 года, поданным на имя начальника 2 факультета, ходатайствовал о назначении ему надбавки за особые достижения в службе, в соответствии с приказом МВД России от 19 декабря 2011 года N 1264 "Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту" (в редакции приказа МВД России от от 3 сентября 2012 года N 841).
Исходя из изложенного, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель, являясь военнослужащим, проходящим военную службу во внутренних войсках на основании контракта о прохождении военной службы, подлежит обеспечению денежным довольствием за счет средств Главного командования, то есть в порядке и размерах, установленных для военнослужащих внутренних войск МВД России, в связи с чем, обоснованно удовлетворил заявление ФИО1.
Доводы автора жалобы об обратном опровергаются изложенным выше.
Утверждение автора апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно не привлек к участию в деле: Директора департамента финансового планирования МО РФ, начальника кафедры тактического и оперативного использования ВВ МВД Академии, Главное командование ВВ МВД России, Министерство обороны РФ, Правительство РФ, не может быть принято во внимание, поскольку на требованиях действующего законодательства не основано.
Ссылка представителя должностного лица на переписку между Академией и довольствующими органами по вопросу установления порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих МВД РФ, проходящих службу в Минобороны РФ, не может быть признана обоснованной, поскольку приведенные в ней аргументы, которые, по мнению автора апелляционной жалобы, указывают на отсутствие оснований для производства заявителю истребуемой им выплаты, противоречат действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 30 мая 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда Э.Т. Серазитдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.