Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 декабря 2013 г. по делу N 33А-1696
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе: председательствующего - Караблина А.А., судей: Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н., при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 07 октгород Москва
12 декабря 2013 года
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 07 октября 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (заселение) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с жилищного учета и отказом в предоставлении жилья.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в период прохождения военной службы в Тамбовском высшем военном авиационном инженерном училище на основании ордера, выданного Администрацией Советского района г. Тамбова 23 ноября 1996 года, на состав семьи 4 человека (он, супруга ФИО5, сын Алексей, 1982 г.р. и дочь Анастасия, 1985 г.р.) предоставлена трехкомнатная "адрес", общей площадью 71,6 кв.м., в том числе жилой - 48,7 кв.м., расположенная по адресу: "адрес" " "адрес"", по адресу которой заявитель и его семья с 31 марта 1997 года зарегистрировались.
В сентябре 2004 года заявитель для дальнейшего прохождения военной службы переведен в г. Рязань, а 27 сентября 2005 года он расторг брак с ФИО5
Решением жилищной комиссии Рязанского гарнизона от 27 марта 2008 года ФИО9 составом семьи 1 человек включен в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, с даты написания рапорта, то есть с 12 февраля 2008 года.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Тамбова от 19 октября 2006 года отказано в иске ФИО9 к бывшей супруге и дочери Анастасии и управляющей компании об определении порядка пользования квартирой и в изменении договора социального найма вышеуказанной квартиры "адрес", расположенной в г. "данные изъяты".
23 декабря 2011 года ФИО9 снялся с регистрационного учета по адресу вышеуказанной квартиры и с 28 декабря того же года зарегистрировался по адресу воинской части.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на ней заявителю, имеющему общую продолжительность военной службы более 20 лет, на основании извещения от 21 июня 2013 года распределена двухкомнатная "адрес", расположенная по избранному им после увольнения постоянному месту жительства: "адрес" (Славянка), "адрес", общей площадью 63 кв.м., с получением которой он согласился.
Решением начальника отделения от 3 сентября 2013 года N 62-30/138 заявителю отказано в предоставлении квартиры, расположенной в г. Санкт- Петербурге, а решением того же должностного лица от 3 сентября 2013 года N 62-26/305 ФИО9 снят с жилищного учета по тому основанию, что он, ранее обеспеченный Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением в г. Тамбове, не сдал его установленным порядком, а поэтому права на повторное обеспечение жильем не имеет.
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными вышеуказанные решения начальника отделения, обязав названное должностное лицо восстановить его на жилищном учете и предоставить квартиру, распределенную ему в г. Санкт-Петербурге, заключив на нее договор социального найма.
Он также просил суд взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителя на общую сумму "данные изъяты" рублей.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Ссылаясь на положения ст. 53 ЖК РФ, считает, что умысел на совершение гражданином намеренного ухудшения своих жилищных условий для принятия на жилищный учет должен быть доказан. Такой цели у него не было, так как с 12 февраля 2008 года он правомерно состоит на жилищном учете.
Обращает внимание на то, что ч. 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрен 30-дневный срок для принятия решения о снятии гражданина с жилищного учета с момента выявления соответствующих обстоятельств, который должностным лицом был пропущен.
Отмечает, что судом первой инстанции не дано оценки обстоятельствам, связанным с тем, что им были приняты все меры к сдаче квартиры, полученной в г. Тамбове, что, в частности, подтверждается решением Советского районного суда г. Тамбова от 19 октября 2006 года и его обращением к командующему войсками Московского военного округа от 17 августа 2009 года.
Утверждает, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и судебной практикой, изложенной в определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2013 года N 201-КГ13-3, он имеет право на обеспечение жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктами 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 года установлена учетная норма в г. Тамбове не более 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Как следует из материалов дела, ФИО9 на основании ордера, выданного Администрацией Советского района г. Тамбова 23 ноября 1996 года, на состав семьи 4 человека (он, супруга ФИО5, сын Алексей, 1982 г.р. и дочь Анастасия, 1985 г.р.) предоставлена трехкомнатная "адрес", расположенная по адресу: "адрес" "Б", общей площадью 71,6 кв.м., по адресу которой заявитель и его семья с 31 марта 1997 года зарегистрировались.
Этими же материалами подтверждается то, что по состоянию на июль 2009 года по адресу вышеуказанной квартиры были зарегистрированы заявитель, его бывшая супруга, брак с которой им расторгнут с 27 сентября 2005 года, а также их дочь Анастасия, 1985 г.р.
Решением жилищной комиссии Рязанского гарнизона от 27 марта 2008 года заявитель включен в список военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, с даты написания рапорта, то есть с 12 февраля 2008 года.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, государство гарантирует военнослужащим-гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членам их семей право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших от государства жилое помещение, законодателем поставлена под условие обязательной сдачи жилого помещения, ранее полученного военнослужащим и (или) членами его семьи по предыдущему месту службы.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2005 года брак между заявителем и ФИО5 расторгнут, а 23 декабря 2011 года заявитель снят с регистрационного учета по адресу "адрес", ранее полученной им в городе Тамбове. В настоящее время указанной квартирой на праве собственности в равных долях владеют дочь заявителя Анастасия, ФИО6 и его дочь Маргарита.
Поскольку ФИО9, ранее обеспеченный в г. Тамбове жилым помещением, установленным порядком его не сдал и вплоть до снятия с регистрационного учета по его адресу - до 23 декабря 2011 года в соответствии с ч. 4 ст. 69 ЖК РФ имел право пользоваться им, однако добровольно прекратил данное право, в результате чего не может его сдать в установленном порядке уполномоченным государством органам, то он не имеет права на повторное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких данных довод автора жалобы о нарушении его права на обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что в феврале 2008 года он правомерно был принят на жилищный учет является несостоятельным, поскольку реализация данного права военнослужащего на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства возможна при условии сдачи жилого помещения, ранее полученного военнослужащим и (или) членами его семьи по предыдущему месту службы, которое заявитель не сдал.
Вопреки доводу жалобы необходимость в исследовании обстоятельств, связанных с действиями заявителя направленными на сдачу квартиры в г. Тамбове, отсутствовала, поскольку они по настоящему делу не являются юридически значимыми.
Довод жалобы о том, что должностным лицом нарушен срок принятия оспоренного решения о снятии его с жилищного учета, не ставит под сомнение правомерность данного решения.
Иная оценка обстоятельств дела, норм материального права и ссылка на судебную практику Верховного суда Российской Федерации по вышеуказанным основаниям не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рязанского гарнизонного военного суда от 7 октября 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.