Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 21 ноября 2013 г. по делу N 33А-1363
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего- Уланова А.Е.,
судей: Лаврентьева В.В. и Коронца А.А.,
при секретаре - Потанине Н.А., с участием представителя заявителя Анцеревой С.С., в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N сержанта Федорова ФИО10 об оспаривании действий начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" в Смоленской области - городе Смоленске (далее - начальник территориального отделения ЗРУЖО), связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, Федоров проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в п. ФИО1 "адрес". В период службы в данной воинской части заявитель и его жена имели в собственности трехкомнатную квартиру ( "данные изъяты"), общей площадью 61,7 кв.м., расположенную в "адрес" ФИО3 "адрес", отчуждение которой ими было произведено 16 января 2013 года.
22 июля 2013 года Федоров обратился в адрес начальника территориального отделения ЗРУЖО с заявлением, в котором просил поставить его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением начальника территориального отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N Федорову отказано в постановке на учет нуждающихся на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 и ст. 53 Жилищного кодекса РФ в связи с добровольным ухудшением своих жилищных условий.
Полагая названным решением свои права нарушенными, Федоров обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить названное выше решение начальника территориального отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N и восстановить его и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в "адрес".
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор, ссылаясь на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, указывает, что на момент обращения его с заявлением об обеспечении его служебным жилым помещением он соответствовал названным требованиям законодательства о нуждаемости его в таковом.
Со ссылкой на п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" автор жалобы отмечает, что при решении вопроса о нуждаемости его в жилом помещении необходимо исходить из уровня обеспеченности этого лица жилой площадью только по месту службы в соответствующем населенном пункте, на основании чего полагает, что требования ст. 53 Жилищного кодекса РФ к нему не применимы, поскольку у него по месту службы не имелось какого-либо жилья.
В заключение жалобы ее автор утверждает, что отчуждение принадлежавшего ему жилого помещения произошло задолго до постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, а он подлежит обеспечению жилым помещение независимо от наличия у него ранее в собственности жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включая их в списки очередников на получение таковых, обеспечение жильем и снятие с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом, а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К таким гражданам относятся и военнослужащие, право которых на получение жилых помещений по договорам социального найма закреплено в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
В частности, пунктом 1 статьи 15 названного Федерального закона определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В то же время п. 4 ст. 15 названного закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Анализ данной нормы свидетельствует о том, что военнослужащие, имеющие в собственности жилые помещения, независимо от места их нахождения, имеют право на получение по месту службы только жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно статье 54 Жилищного кодекса РФ граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса пятилетний срок со дня намеренного ухудшения ими жилищных условий.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 4 Инструкции, согласно которой военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Из материалов дела следует, что Федоров и его супруга 16 января 2013 года произвели отчуждение принадлежащего им на праве собственности жилого помещения общей площадью 61,7 кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
Таким образом, гарнизонный военный суд установив, что заявитель до 16 января 2013 года обладал правом собственности на названное выше жилое помещение, пришел к обоснованному выводу о намеренном ухудшении Федоровым своих жилищных условий и об отсутствии у него права на обеспечение жильем по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
При этом суд первой инстанции, правомерно признал законными действия должностных лиц, связанные с отказом в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Вопреки доводам автора жалобы, заявитель просил принять его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма, а не служебным жилым помещением, как он указал в апелляционной жалобе.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о другой правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смоленского гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года по заявлению Федорова ФИО11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя, - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.