Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Гудожниковой Н.В. рассмотрела в судебном заседании 22 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Мурыкиной Ю.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 07 ноября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Мурыкиной Ю.В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурыкина Ю.В. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с " ... " по " ... " находилась на воспитании в КОУ "Детский дом N " ... "", жилого помещения в собственности не имеет, обращалась в Министерство образования Омской области для решения вопроса по обеспечению ее жилым помещением. " ... " получила отказ в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что достигла возраста " ... " лет. Просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Омской области.
Истец Мурыкина Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что за ней закреплялось жилое помещение в " ... ", однако оно не пригодно для проживания. До достижения возраста " ... " лет обращалась в Администрацию ЛАО г. Омска с устным заявлением о поставке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но ей было отказано по причине закрепления жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. в судебном заседании исковые требования Мурыкиной Ю.В. не признала, поскольку истец, достигшая возраста " ... " лет, не относится к категории "ребенок-сирота" и своевременно не обратилась за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по данному льготному основанию.
Представители ответчика Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мурыкина Ю.В. просит решение суда отменить. Со ссылкой на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом ВС РФ 20.11.2013, определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О полагает, что имеет право на обеспечение жилым помещением. Закрепление за ней жилого помещения в " ... " носило формальный характер. Указанное жилое помещение уже на момент закрепления являлось непригодным для проживания, что, в частности, следует из содержания решений судов о лишении ее родителей родительских прав. После пожара требуется его капитальный ремонт. Согласно копии лицевого счета в указанной квартире, площадью " ... " кв.м., зарегистрировано " ... " человек. Администрация детского дома не обращалась в ее интересах о постановке на учет по причине наличия закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, органы опеки и попечительства не приняли должных мер по защите ее жилищных прав, с исками об отмене постановления о закреплении непригодного для проживания жилого помещения не обращались. Со ссылкой на постановление Главы администрации ЛАО г. Омска "О защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних" от 04.03.1998 N 228, полагает, что органам местного самоуправления ЛАО г. Омска фактически было запрещено предоставлять иную площадь детям-сиротам, у которых имеется закрепленное жилое помещение. Указывает, что обращалась в Администрацию ЛАО г. Омска, иные учреждения за постановкой на учет в устном порядке, однако в постановке ей было отказано. О Постановлении Правительства N 284-п ей стало известно только в " ... " году. Судом не дана надлежащая оценка ее доводам, изложенным в ходатайстве от 06.11.2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Мурыкину Ю.В., ее представителя по устному ходатайству Михайлову О.Н., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, родителями Мурыкиной Ю.В., " ... " года рождения, являются " ... " и " ... " (л.д. " ... ").
Решениями Ленинского районного суда г. Омска от 09.04.1997 и от 30.04.2002 " ... " и " ... ", соответственно, лишены родительских прав в отношении дочери Мурыкиной Ю.В. (л.д. " ... ").
Постановлением Администрации Ленинского АО г. Омска от " ... " Мурыкина Ю.В. определена в детский дом; за ней закреплена жилая площадь - квартира N " ... " в доме N " ... " " ... " (л.д. " ... ").
" ... " умерла мать истца " ... " " ... " умер ее отец " ... " (л.д. " ... ").
В период с " ... " по " ... " истец воспитывалась в КОУ "Детский дом N " ... "", находилась на полном государственном обеспечении (л.д. " ... ").
Приказом департамента образования Администрации г. Омска от " ... " N " ... " закрепленное за Мурыкиной Ю.В. право пользования квартирой N " ... " в доме N " ... " в " ... " отменено (л.д. " ... ").
По сведениям Управления Росреестра по Омской области, ГП Омской области "ОЦТИиЗ" Мурыкина Ю.В. в числе собственником объектов недвижимости на территории Омской области не значится, в ЕГРП сведения о зарегистрированных на имя Мурыкиной Ю.В. правах на объекты недвижимости отсутствуют (л.д. " ... ").
С " ... " по настоящее время Мурыкина Ю.В. зарегистрирована по месту нахождения детского дома N " ... " по " ... " (л.д. " ... "), из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что она проживает у третьих лиц.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не была своевременно (до достижения " ... " лет) принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении, как правомерно указал суд первой инстанции, у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) должно быть нереализованное право на обеспечение жилым помещением как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
В силу ст. ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
В соответствии с указанными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачивалась.
В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма реализовывалось при наличии к тому оснований в общем порядке.
При рассмотрении дела установлено, что до достижения " ... " лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" истец не обращалась.
Доказательств того, что она обращалась с заявлением о постановке на учет ранее " ... " лет, вопреки требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, истец в суд первой и апелляционной инстанции не представила. Представленная по запросу суда при рассмотрении дела информация свидетельствуют об обратном.
Так по сведениям департамента жилищной политики Администрации г. Омска по состоянию на " ... " на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании городской округ " ... " Мурыкина Ю.В. не состоит. С заявлением о принятии на учет и документами в Администрацию г. Омска Мурыкина не обращалась (л.д. " ... ").
По сведениям Министерства образования Омской области, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста " ... " лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Омской области Мурыкина не включена (л.д. " ... ").
Как следует из содержания искового заявления, истец обращалась в Министерство образования Омской области с заявлением для решения вопроса по обеспечению ее жильем в рамках ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" " ... ", то есть когда ей исполнилось " ... " года (л.д. " ... "). В письме от " ... " Министерством образования истцу разъяснено, что она утратила статус лица из числа детей-сирот, так как достигла " ... " лет. (л.д. " ... ").
Оценив изложенное, судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Иное толкование норм действующего законодательства относительно порядка обеспечения детей-сирот специализированным жилым помещением является ошибочным.
Доводы автора жалобы о том, что она обращалась в Администрацию ЛАО г. Омска в устном порядке для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до исполнения ей " ... " лет по категории "ребенок-сирота" и в постановке на учет ей было отказано, подлежат отклонению ввиду недоказанности.
Ссылки истца на то, что о Постановлении Правительства Омской области N 284-п ей стало известно только в " ... " году, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Доводы Мурыкиной Ю.В. о том, что изначально за ней было закреплено жилое помещение непригодное для проживания, в нем было зарегистрировано " ... " человек (не соблюдена учетная норма), при том, что в установленном законом порядке указанное жилое помещение непригодным признано не было, доказательств обращения до достижения " ... " лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истец не представила, на правильность судебного постановления повлиять не могут.
По аналогичным основания судебной коллегией отклоняются доводы жалобы о наличии виновного бездействия со стороны органов опеки и попечительства, выразившегося в непринятии мер по защите ее жилищных прав, не обращении в суд с требованиями об отмене постановления о закреплении непригодного для проживания жилого помещения.
Обращения истца в Департамент образования Администрации г. Омска за отменой закрепления жилого помещения, в прокуратуру Кировского АО г. Омска об обжаловании действий работников КОУ Омской области "Детский дом N " ... "" также имели место после достижения истцом возраста " ... " лет.
Доводы автора жалобы о том, что в силу положений постановления Главы администрации ЛАО г. Омска "О защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних" от " ... " N " ... " органам местного самоуправления ЛАО г. Омска фактически было запрещено предоставлять иную площадь детям-сиротам, у которых имеется закрепленное жилое помещение, основаны на неправильном толковании положений указанного акта. Таких указаний названный нормативно-правовой акт не содержит.
Указанное постановление повторяло положения, в том числе, ст. 37 ЖК РСФС в части обеспечения детей-сирот жилыми помещениями после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания. Предусматривало включение закрепленных жилых помещений в маневренный жилищный фонд администрации округа, если в этих жилых помещениях не оставались проживать другие члены семьи, их сдачу в аренду на период пребывания детей в образовательных учреждениях или учреждения социального обслуживания с внесением денежных средств на лицевой счет в Сбербанке на имя несовершеннолетних, то есть содержано положения в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 07 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.