Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 17 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Пака И.Э.,
Белкина И.В.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю., с участием заявителя Новикова Л.И., представителя начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Трифоновой А.А., военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Касьянова А.Н. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Новикова Л.И. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2013 года, которым было отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего военного комиссариата Самарской области Новикова Л.И. об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы в запас и исключением из списков личного состава военного комиссариата с предоставлением жилого помещения, не соответствующего установленным нормам.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения и доводы апелляционной жалобы, объяснения заявителя Новикова Л.И. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя должностного лица Трифоновой А.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, а также мнение военного прокурора отдела подполковника юстиции Касьянова А.Н., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Приказами командующего войсками Центрального военного округа от 30 марта 2013 года N и от 3 июня 2013 года N Новиков был уволен с военной службы в запас по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе) и исключен из списков личного состава военного комиссариата Самарской области с 18 июня 2013 года, соответственно.
При увольнении с военной службы Новикову было предоставлено жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 90,7 кв.м., в связи с чем он был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Посчитав, что жилое помещение предоставлено ниже установленной нормы, чем нарушены его права при увольнении с военной службы, Новиков обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия командующего войсками Центрального военного округа, связанные с изданием приказов об его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава военного комиссариата Самарской области с предоставлением жилого помещения по договору социального найма менее установленной нормы,
- обязать командующего войсками Центрального военного округа отменить свой приказ от 3 июня 2013 года N, восстановить его на военной службе и в списках личного состава военного комиссариата по день предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом 9 кв.м. конструктивных и технических параметров жилого дома и 25 кв.м. дополнительной общей площади;
- обязать начальника Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить ему на состав семьи 4 человека жилое помещение по договору социального найма в городе Подольске с учетом 9 кв.м. конструктивных параметров и от 15 до 25 кв.м. дополнительной площади жилого помещения.
Кроме того, заявитель просил взыскать в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Самарский гарнизонный военный суд своим решением от 27 сентября 2013 года отказал в удовлетворении заявления Новикова.
Не согласившись с таким решением суда, Новиков подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В своей апелляционной жалобе Новиков, приводя положения п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 4 ст. 16, а также п. 4 ст. 3 "Положения о порядке прохождения военной службы" и п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", делает вывод о том, что увольнение с военной службы и исключение его из списков личного состава военного комиссариата с обеспечением жилым помещением ниже установленной нормы противоречит требованиям вышеуказанных федеральных законов.
При этом он указывает, что распределение ему в феврале 2013 года жилья в "адрес", оформление листа беседы и написание им рапорта, в котором он изъявил желание получить жилое помещение согласно допустимой норме или на выдачу государственного жилищного сертификата на 15 кв.м., не может свидетельствовать об обеспечении его жильем по установленным нормам и выполнении командованием обязательств, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Далее заявитель указывает, что согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений и действий, возлагается на должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия. Однако суд не истребовал и не исследовал документы об объекте строительства, в котором находится распределенная ему квартира, имеющая техническую конструктивную особенность, а согласно полученным им документам многоквартирный дом, построенный по типовому проекту, состоит из двух - и трехкомнатных квартир, общей площадью 64,6 и 90,7 кв.м., при этом изменить конструктивные параметры дома, а именно - выполнить какую-либо перепланировку, технически не представляется возможным.
Далее Новиков, ссылаясь на ч. 6 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, п.п. 1, 8 ст. 15, ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приводит собственный расчет полагающейся ему обшей площади жилого помещения, согласно которому на состав его семьи - 4 человека надлежит выделить не менее 97 кв.м. с возможностью превышения указанного размера на 9 кв.м. общей площади жилого помещения. Вместо этого ему была предоставлена квартира меньшей площади, несмотря и на то, что он изъявлял согласие произвести доплату при превышении допустимой нормы, которая, по его мнению, составляет 106 кв.м., до 5 кв.м. общей площади включительно.
Далее автор жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что в рапорте и листе беседы он выражал несогласие с увольнением с военной службы до получения жилого помещения в собственность. Однако суд первой инстанции, по мнению заявителя, исказил данную информацию и указал, что каких-либо препятствий для приватизации предоставленного жилого помещения у заявителя не имеется.
При этом Новиков, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", указывает, что из-за отсутствия технической и регистрационной документации на жилье и на дом в целом и нежелания добровольного отказа лица (государства), которому указанное жилое помещение принадлежит на праве оперативного управления, в данный момент нет возможности оформить и получить технический и кадастровый паспорта на жилое помещение и провести его приватизацию в установленном порядке.
Также, по мнению автора жалобы, суд проигнорировал и то обстоятельство, что дом, в котором ему распределена квартира по договору социального найма, на момент оформления и получения не был готов к приему и эксплуатации. Не придал суд должного значения и указанным им сведениям о наличии факта принуждения должностными лицами военного комиссариата к подписанию договора социального найма на распределенную ему трехкомнатную квартиру.
Далее заявитель, давая собственный анализ положениям ст.ст. 51, 55, 56, ч. 5 ст. 57, ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", делает вывод о том, что основанием для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях может служить только получение жилого помещения в соответствии с нормой предоставления, чего в данном случае не имеется, а поэтому снятие его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий является неправомерным.
Не согласен заявитель и с выводом суда об отсутствии у него права на получение жилого помещения с учётом его матери, проживающей совместно с ним и нуждающейся в постоянном уходе.
Обращает внимание Новиков на нарушение судом конституционного принципа равноправия сторон, выразившееся в односторонней оценке представленных сторонами доказательств.
Кроме того, заявитель указывает на нарушение командованием установленного порядка его увольнения и исключения из списков личного состава учреждения без обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, не предоставления в полном объеме отпуска за 2013 год и возможности пройти профессиональную переподготовку по гражданской специальности "Управление персоналом".
Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Новиков приказами командующего войсками Центрального военного округа от 30 марта 2013 года N и от 3 июня 2013 года N уволен с военной службы по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и исключен из списков личного состава военного комиссариата Самарской области с 18 июня 2013 года, соответственно.
Согласно копии договора социального найма от 11 февраля 2013 года N, данный договор заключен между Новиковым и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации, на жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 90,7 кв.м.
Как следует из копии типового договора найма служебного жилого помещения от 21 марта 2007 года N, Новикову и членам его семьи по месту прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение - трехкомнатная квартира общей площадью 86,9 кв.м., расположенная по адресу: "адрес".
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания лиц, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правом на дополнительную площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров обладают офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Как следует из материалов дела, Новиков состоял в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, с составом семьи 4 человека (супруга и 2 детей). Мать заявителя в качестве члена его семьи для обеспечения жильем не признавалась и на соответствующий учет не ставилась.
Таким образом, Новикову на состав семьи четыре человека, с учетом права на дополнительную площадь, предусмотренного пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 87 кв.м. (4х18+15=87).
Предоставленное же заявителю жилое помещение в "адрес" имеет общую площадь 90,7 кв.м., что на 3,7 кв.м. больше минимального размера полагающейся площади жилого помещения.
Довод заявителя о том, что минимальный размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен составлять 97 кв.м., является несостоятельным, поскольку дополнительная площадь жилого помещения предоставляется в размере от 15 до 25 кв.м., а только в случае невозможности предоставить жилое помещение, соответствующее установленным нормам, возможно их превышение, но не более чем на 9 кв.м. общей площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителю предоставлено жилое помещение, соответствующее установленным нормам, в связи с чем он был обоснованно снят с учёта нуждающихся в получении жилья.
Утверждение Новикова о принуждении его со стороны должностных лиц к подписанию договора социального найма на распределенную ему трехкомнатную квартиру в "адрес", является голословным и опровергается материалами дела. При этом Новиков не заявлял требований о признании незаконным распределения ему жилого помещения в "адрес", расторжении заключенного договора социального найма, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а не в собственность, а поэтому его доводы относительно необоснованности предоставления вышеуказанной квартиры на правильность выводов суда по данному гражданскому делу не влияют.
Кроме того, по смыслу п. 14 ст. 15, п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений по месту прохождения ими военной службы. Без их согласия и без предоставления жилых помещений не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней и с выслугой более 10 лет лишь те военнослужащие, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. При желании получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, норма закона, запрещающая увольнять военнослужащих до предоставления им жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жильё по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от обеспечения их жильём по установленным нормам по последнему месту военной службы. Для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по установленным нормам по последнему месту военной службы, препятствий не имеется. При этом за такими военнослужащими сохраняется право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
Новиков по месту прохождения военной службы обеспечен служебным жилым помещением, соответствующим установленным нормам на состав его семьи, в связи с чем препятствий для его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава учреждения у командования не имелось.
В данном случае не имеют правового значения и не влияют на вывод суда указания Новикова на необходимость исследования технической документации на объект строительства - многоквартирный дом, в котором ему предоставлено жилое помещение, в том числе и на предмет сдачи его в эксплуатацию на момент подписания договора социального найма, на невозможность оформления жилья в собственность из-за отсутствия требуемой документации, а также на отсутствие его согласия с увольнением с военной службы без предоставления жилого помещения в собственность.
Доводы заявителя о том, что командованием нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а также не использован заявителем в полном объеме отпуск за 2013 год, не выплачена денежная компенсации взамен вещевого имущества и не предоставлена возможность пройти профессиональную переподготовку, в силу ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ не могут быть приняты к рассмотрению судом апелляционной инстанции, поскольку не являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, не согласиться с решением суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы заявителя не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего военного комиссариата Самарской области Новикова Л.И. об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы в запас и исключением из списков личного состава военного комиссариата с предоставлением жилого помещения, не соответствующего установленным нормам, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Новикова Л.И. - без удовлетворения.
Судья
Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.