Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 24 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Николаева И.В.,
Сироты Д.А.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Лукьянова Д.П. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 1 августа 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Лукьянова Д.П. об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с невыплатой ему надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием.
Заслушав доклад судьи Сироты Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание обжалуемого судебного постановления и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукьянов с 2003 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N, в том числе в период с сентября 2009 г. по ноябрь 2011 г. в воинской должности (должность) и с ноября 2011 г. в воинской должности (должность).
На основании приказа командира войсковой части N от 23 мая 2011 г. N с указанной даты Лукьянову прекращена выплата повышенного должностного оклада в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной штатом, и процентной надбавки к денежному довольствию за стаж непрерывной работы с химическим оружием.
В декабре 2012 г. войсковая часть N переформирована в войсковую часть N, в которой Лукьянов продолжает проходить военную службу в ранее занимаемой воинской должности.
Посчитав свои права нарушенными, Лукьянов через своего представителя Рябоконова А.И. обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командиров войсковых частей N и N, связанные с невыплатой ему надбавок к окладу по воинской должности и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплачиваемых за стаж непрерывной работы с химическим оружием, за период с 1 июня 2011 г. по 23 декабря 2012 г. и с 24 декабря 2012 г. по день вынесения судебного решения, соответственно, и обязать войсковую часть N выплатить в его пользу задолженность по данным надбавкам за указанный период.
Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 1 августа 2013 г. в удовлетворении этого заявления отказал.
Не согласившись с таким судебным постановлением, Лукьянов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и передать дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель утверждает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, давая собственный анализ и оценку законодательства, действующего в сфере социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, полагает, что суд неверно определил закон, подлежащий применению. По мнению Лукьянова, гарнизонный военный суд при вынесении решения должен был руководствоваться положениями, содержащимися в Федеральном законе от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" и постановлениях Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 386-25 и от 31 декабря 2004 г. N 910-49, в соответствии с которыми войсковая часть N и занимаемая им должность были включены в Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии. При этом наличие или отсутствие в Перечне, утвержденном Министром обороны Российской Федерации и руководителем Федерального агентства по промышленности Российской Федерации, должности, которую он занимал в воинской части, не может повлиять на его право на получение социальных гарантий.
Как отмечает Лукьянов, ссылка суда первой инстанции в своем решении на постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" необоснованна, поскольку данное постановление не распространяет свою юрисдикцию на Министерство обороны Российской Федерации.
В заключение автор жалобы утверждает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленного его представителем ходатайства об истребовании постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 386-25, необходимого для принятия решения по заявленным требованиям. Поскольку это постановление содержит сведения, отнесенные федеральным законом к государственной тайне, данное гражданское дело в силу ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и ст.ст. 25 и 26 ГПК РФ подлежало рассмотрению окружным военным судом в качестве суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, в том числе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, занятым на работах с химическим оружием, установлен ряд мер социальной поддержки, в том числе выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона списки производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 188 утверждены списки производств, профессий и должностей, работа на которых дает право на меры социальной поддержки в соответствии с названным законом, а также установлено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Анализ названных правовых норм позволил гарнизонному военному суду прийти к правильному выводу о том, что списки профессий и должностей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 188, являются общими для всех производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки. При этом конкретные должности применительно к каждому производству должны быть подтверждены совместным решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Применительно к военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации оспариваемая заявителем выплата повышенного оклада и надбавки регламентирована Инструкцией "О порядке оплаты труда военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием", утвержденной Министром обороны Российской Федерации 29 июня 2005 г. (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 2 Инструкции выплата повышенных окладов по воинским должностям, должностных окладов (тарифных ставок), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за непрерывный стаж работы с химическим оружием и вознаграждения за выслугу лет, производится в соответствии с Перечнем профессий и должностей на основании приказа командира воинской части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, занимаемая Лукьяновым воинская должность в период, за который он просит произвести ему дополнительные выплаты за работу с химическим оружием, не включалась в Перечень должностей и профессий граждан, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым дает право на социальные гарантии, что подтверждается имеющимися в деле Списками должностей военнослужащих, занятых на работах с химическим оружием, и справками, исполненными командиром войсковой части N.
Из материалов дела усматривается, что после переформирования войсковой части N в войсковую часть N указанные выплаты военнослужащим этой воинской части за работу с химическим оружием не производились в связи с тем, что войсковая часть N не была включена в Перечень профессий и должностей граждан, занятых на работе с химическим оружием.
При таких установленных по делу обстоятельствах оснований для назначения и выплаты Лукьянову за указанный им период надбавок за работу с химическим оружием у командования воинской части, чьи действия он оспаривает, не имелось, о чем правильно отмечено в решении гарнизонного военного суда.
Доводы автора апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" к подсудности окружных (флотских) военных судов по первой инстанции наряду с другими отнесены гражданские дела, связанные с государственной тайной.
При определении подсудности гражданского дела в связи с наличием секретных сведений необходимо исходить из положений Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Согласно ст. 2 указанного выше Закона под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 того же Закона сведения о компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
Поскольку заявление Лукьянова, поданное в гарнизонный военный суд, содержит требования, касающиеся права на получение мер социальной поддержки, то такие сведения не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну.
Более того, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, необходимость в истребовании судом постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 386-25, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, отсутствовала. Сведения, содержащиеся в названном выше постановлении, известны командиру войсковой части N, о чем им представлены в суд соответствующие письменные сообщения, необходимые и достаточные для рассмотрения настоящего гражданского дела, оснований не доверять которым у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, рассмотрение данного заявления Саратовским гарнизонным военным судом соответствует правилам подсудности. Существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
С учетом этого судебная коллегия считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 1 августа 2013 г. по заявлению военнослужащего войсковой части N Лукьянова Д.П. об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с невыплатой ему надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Приволжского
окружного военного суда Д.А. Сирота
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.