Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 10 января 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Сафонова К.С.,
Клубкова Ю.В.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю., с участием заявителя Семёнова Ю.В. и его представителя - адвоката Захарова А.П., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Семёнова Ю.В. на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 23 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Семёнова Ю.В, об оспаривании действий начальника территориального отделения (заселения) Ульяновской области (г. Ульяновск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ), начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ и начальника ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ, связанных со снятием заявителя с учёта нуждающихся в получении жилья и отказом в заключении договора социального найма на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Клубкова Ю.В. изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения Семёнова Ю.В. и его представителя - адвоката Захарова А.П. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Решением начальника территориального отделения (заселения) в Ульяновской области (г. Ульяновск) ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ от 6 сентября 2013 года N Семёнов снят с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, а также ему отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 38,80 кв.м. по адресу: "адрес".
Считая свои права нарушенными, Семёнов обратился в Ульяновский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать действия начальника территориального отделения (заселения) в Ульяновской области (г. Ульяновск) ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ, связанные со снятием его с учёта нуждающихся в получении жилья и с отказом в заключении договора социального найма с составом семьи 1 человек на жилое помещение незаконными, обязать начальника ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ восстановить его на учёте нуждающихся в получении жилых помещений без предоставления им справки о сдаче ранее выделенного ему жилого помещения, а также заключить договор социального найма на жилое помещение однокомнатную квартиру общей площадью 38,80 кв.м. по адресу: "адрес".
Решением Ульяновского гарнизонного военного суда от 23 октября 2013 года в удовлетворении заявления Семёнова отказано.
Выражая несогласие с принятым решением, Семёнов в апелляционной жалобе указал на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на неверную оценку фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, ввиду чего просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции автор жалобы указал на предоставление ему в 1988 году Министерством обороны СССР однокомнатной квартиры с составом семьи 2 человека общей площадью 32,6 кв.м., а жилой 17,9 кв.м., по его мнению, менее учётной нормы.
Таким образом он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на одного человека приходилось по 8,95 кв.м., а с рождением дочери в 1990 году на каждого члена семьи стало приходиться по 5,96 кв.м. жилой площади. С целью улучшения жилищных условий 3 октября 1994 года он приватизировал названную выше квартиру, а 10 октября того же года обменял её на однокомнатную квартиру жилой площадью 18,5 кв.м. (общей 47,7 кв.м.), а не двухкомнатную общей площадью 46,4 кв.м., жилой - 28,5 кв.м. как об этом указано в решении суда. Вместе с тем, на него и членов семьи стало приходиться по 6,16 кв.м. жилой площади, что также не соответствовало учётной норме.
Далее в жалобе отмечается, что суд первой инстанции не дал оценку его действиям по перепланировке вышеназванной однокомнатной квартиры в двухкомнатную, ввиду чего им была увеличена жилая площадь данной квартиры до 28,5 кв.м. за счёт собственных средств. В 1998 году данная квартира была продана. В апреле 2007 года его брак был расторгнут. В дальнейшем, проходя военную службы в различных местах, он обеспечивался только служебными жилыми помещениями. С 28 мая 2004 года по настоящее время проходит службу на территории Ульяновского гарнизона, где жильем не обеспечен.
По мнению автора жалобы, судом не принято во внимание, что 13 мая 2009 года и 11 ноября 2009 года решениями жилищной комиссией N он признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания с составом семьи 1 человек. Кроме того решением Ульяновского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2010 года установлен факт его нуждаемости в получении жилого помещения, в связи с чем на начальника ФГКУ "Ульяновская КЭЧ района" возложена обязанность по его включению в автоматизированную систему учёта военнослужащих в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
В заключение жалобы её автор обращает внимание на отсутствие с 2009 года оснований для его снятия с жилищного учёта, а также невыполнение судом заявленного им ходатайства об истребовании жилищного дела.
На апелляционную жалобу начальником территориального отделения (заселения) Ульяновской области (г. Ульяновск) ФГКУ " ЦРУ ЖО" МО РФ Липкиной М.А. поданы письменные возражения, в которых она просит решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 23 октября 2013 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно неё возражений, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Семёнову в 1988 году от МО СССР предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 32,6 кв.м., жилой 17,9 кв.м. на состав семьи из 2-х человек, расположенная по адресу: "адрес".
Указанная квартира в 1994 году заявителем с составом семьи из 3 человек, с учётом родившегося ребенка, приватизирована и в этом же году произведен её обмен на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес". В результате перепланировки, произведенной Семёновым названная квартира была преобразована в двухкомнатную общей площадью 46,4 кв.м., жилой - 28,5 кв.м.).
Согласно договору купли-продажи от 2 февраля 1998 года, вышеназванная двухкомнатная квартира заявителем и членами его семьи была продана.
В настоящем судебном заседании Семёнов пояснил, что в 1988 году несмотря на предоставление ему квартиры от МО СССР менее установленной нормы (9 кв.м. на человека) он добровольно вселился в неё. Впоследствии мер по сдаче указанной квартиры не предпринимал. Деньгами от продажи квартиры распорядилась его супруга, которая приобрела жильё в Ленинградской области. В 2007 году их брак расторгнут, при этом он каких либо мер по разделу квартиры не предпринимал.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя указанные выше правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы автора жалобы о выделении ему квартиры в 1988 году менее учётной нормы, ввиду чего он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий являются ошибочными.
Из исследованного гарнизонным военным судом решения Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского совета профессиональных союзов от 23 ноября 1987 года N 481/10 "Об утверждении правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области" следует, что минимальный размер предоставления жилой площади на 1 человека установлен не менее 9 кв. м. При этом основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является их обеспеченность жилой площадью менее 5,5 кв. м. на 1 человека.
Таким образом Семёнов, с учётом его добровольного вселения в выделенную в 1988 году квартиру, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вопреки его мнению, не являлся и доказательств обратному в деле не имеется.
Кроме того доводы автора жалобы об отсутствии с 2009 года оснований для его снятия с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, а также наличие вступившего в законную силу решения Ульяновского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2010 года, которым установлен факт его нуждаемости в обеспечении жильем на существо принятого решения по настоящему делу не влияют.
Вопреки мнению заявителя начальником территориального отделения (заселения) в Ульяновской области (г. Ульяновск) ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ 6 сентября 2013 года принято правомерное решение об отказе Семёнову в заключение договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 38,80 кв.м. по адресу: "адрес", а также о снятии его с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Правовым обоснованием принятого решения является Инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Сил Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденная приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее Интрукция), п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также п.п. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, занимаемого военнослужащим и совместно проживающими с ними членами их семей. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается справка.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), законодатель возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведённых правовых норм следует, что, если военнослужащий распорядился полученным ранее от МО РФ по установленным нормам жилым помещением, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Изложенные выше обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к верному выводу о том, что Семёнов по месту прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
Вопреки доводам автора жалобы, данный вывод полностью согласуется с "Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утверждёнными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, поскольку п.п. "д" п. 10 названных Правил предусмотрено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2010 года, которым суд обязал начальника ФГКУ "Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района" включить Семёнова с составом семьи 1 человек в автоматизированную систему учета военнослужащих, в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, не освобождало заявителя от сдачи полученного им ранее от Министерства обороны жилья в ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ, а также предоставления об этом справки установленного образца.
Таким образом суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о правомерности принятого 6 сентября 2013 года решения начальника территориального отделения (заселения) Ульяновской области г. Ульяновск ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ об отказе в заключении договора социального найма на вышеуказанное жильё и снятии Семёнова с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.
Довод заявителя о нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, связанного с невыполнением заявленного ходатайства об истребовании из территориального отделения (заселения) Ульяновской области (г. Ульяновск) ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ его жилищного дела, на существо принятого решения не влияет, поскольку в материалы дела сторонами были представлены все необходимые документы, для правильного разрешения дела.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 23 октября 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Семёнова Ю.В, об оспаривании действий начальника территориального отделения (заселения) Ульяновской области (город Ульяновск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, начальника 1 отдела (город Самара) ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ и начальника ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ, связанных со снятием заявителя с учёта нуждающихся в получении жилья и отказом в заключении договора социального найма на жилое помещение, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Семёнова Ю.В.- без удовлетворения.
судья Приволжского окружного
военного суда Ю.В. Клубков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.