Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Горбуль Н.А.,
с участием представителя директора МБУ "Архитектура и градостроительство" Азанова С.Л. по доверенности - Алексеевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МБУ "Архитектура и градостроительство" на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03 декабря 2013 года, которым оставлено без изменения постановление начальника отделения ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский - государственного инспектора г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский по пожарному надзору ФИО1 N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении "данные изъяты" Азанова С.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2, 3, 4 КоАП РФ, к штрафу в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский - государственного инспектора г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский по пожарному надзору ФИО1 N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - "данные изъяты" Азанов С.Л. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2, 3, 4 КоАП РФ, к штрафу в размере 15 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.12.2013 г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе Азанов С.Л. не согласен с состоявшимися по делу решениями ввиду их незаконности и необоснованности. Кроме того, полагает, что правонарушение является малозначительным, поскольку не несет существенную угрозу охраняемым отношениям, просит ограничиться устным замечанием.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав объяснения представителя "данные изъяты" Алексееву Т.В. в поддержание доводов жалобы, полагаю, что постановление суда является законным и обоснованным.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст.ст. 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Часть 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 данной статьи, - в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Азанова С.Л. в допущении указанных в решении суда первой инстанции нарушений требований пожарной безопасности подтверждены протоколами об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ года, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ N по устранению в срок до ДД.ММ.ГГГГ изложенных в нем нарушений обязательных требований пожарной безопасности из 15 пунктов, предписанием N актами внеплановой выездной проверки N от ДД.ММ.ГГГГ и акта внеплановой выездной проверки N от ДД.ММ.ГГГГ года, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Поэтому вывод судьи районного суда о наличии в действиях Азанова С.Л. составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административной ответственности в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения Азановым С.Л. своих служебных обязанностей. Факты устранения выявленных нарушения до вынесения оспариваемого постановления свидетельствуют о том, что у Азанова С.Л. имелась возможность выявления и устранения выявленных нарушений. Однако такие меры им своевременно приняты не были. Таким образом, виновное совершение административных правонарушения, предусмотренных ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
Статья 2.9 КоАП РФ предоставляет судье, органу, должностному лицу, уполномоченным решить дело об административном правонарушении, право при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности могут либо способствовать развитию пожара, либо препятствовать его своевременному обнаружению, а также указывают на ненадлежащую организацию работы по обеспечению требований пожарной безопасности и отсутствие надлежащего контроля со стороны Азанова С.Л., как руководителя "данные изъяты" за соблюдением подчиненными ему работниками требований пожарной безопасности. Нарушения требований пожарной безопасности допущены в здании с постоянным пребыванием людей.
Учитывая, что в данном случае нарушение представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в указанном учреждении в условиях особо пожарного режима, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
При таких обстоятельствах, полагаю, что назначенное Азанову С.Л. наказание отвечает требованиям закона и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03 декабря 2013 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора "данные изъяты" Азанова С.Л. по ст.20.4 ч.ч. 2, 3, 4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Азанова С.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Горбуль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.