Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.
судей - Никоновой О.И., Емелина А.В.,
с участием прокурора - Пискаревой И.В.
при секретаре - Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара и апелляционной жалобе Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самара от 01.11.2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Самары удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Самары, Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно установить "данные изъяты" удерживающего пешеходного ограждения перильного типа по "адрес"
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Самары обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МП г.о. Самара "Благоустройство", Департаменту благоустройства и экологии г.о. Самара, Администрации г.о. Самара об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Самара проверено соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения, в части исполнения уполномоченными органами мероприятий по организации дорожного движения, обустройству пешеходных переходов, освещения улиц, соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
В результате проверки выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании эксплуатационного состояния улиц, расположенных в Железнодорожном районе г. Самара.
В частности установлено, что по "адрес" на всем протяжении улицы с четной и нечетной стороны отсутствует тротуар; на пересечении с "адрес" отсутствует 200 метров удерживающего пешеходного ограждения перильного типа и подход к пешеходному переходу. По "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" полностью разрушено дорожное покрытие на всем протяжении улицы, разрушен тротуар. По результатам проверки составлен акт о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения. Выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, имущества и затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, прокурор просил обязать МП г.о. Самара "Благоустройство", Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара и Администрацию г.о.Самара устранить нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно установить "данные изъяты" удерживающего ограждения перильного типа по "адрес" на пересечении с "адрес".
От исковых требований в части обязания ответчиков устранить выявленные повреждения дорожного покрытия (выбоины), т.е. привести его в соответствие с требованиями п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 - по "адрес" на участке от ул. "адрес" до "адрес" на всем протяжении улицы, восстановить тротуар, по "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" на всем протяжении улицы с четной и нечетной стороны восстановить тротуар, восстановить переход подход к пешеходному переходу, прокурор отказался.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, указав, что Департамент является не надлежащим ответчиком. Также считает, что суд не учел, что в силу ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03, ГОСТ Р 52289-2004 ограждения устанавливаются на аварийно-опасных участках автомобильных дорог. Сведения об аварийности спорных участков в Департамент не поступали. Ответчик осуществляет свои полномочия в сфере "благоустройства", экологии, рекламы в рамках выделенного финансирования. В рамках предусмотренных бюджетом денежных средств, намечена установка пешеходных ограждений в очередности, согласованной Целевой программой при согласовании с ГИБДД УМВД по г. Самара. При этом требований об установлении ограждений на спорных участках не поступало.
Администрация г.о. Самара также не согласилась с вынесенным решением, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе представитель ответчика ссылается на то, что Администрация надлежащим образом исполнила свои обязанности по обеспечению организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, возложив обязанность по проведению указанных работ на Департамент благоустройства и экологии. Ссылается также на то, что установка удерживающих пешеходных ограждений перильного типа на указанных в исковом заявлении улицах не предусмотрена. Полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самары о бюджете на соответствующий финансовый год Администрация не обладает.
В судебном заседании представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара Зотова Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям.
Представитель МП г.о. Самара "Благоустройство" - Гункина Л.Е. с решением суда согласилась, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор Пискарева И.В. и старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Самары - Золотарев С.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии представитель Администрации г.о. Самара не явился, извещен надлежащим образом о причинах неявки суду не сообщил.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, пояснения специалиста ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами дорожного движения Российской Федерации установлены основные требования по обеспечению дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93. "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N221.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Пунктами 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования., утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N270-ст предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно п.п. 4.4.1 и 4.2.1 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с п. 8.1.27 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденный Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ст удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон " дороги ", на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самары совместно с сотрудниками отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД РФ по г. Самара 25.07.2013г. проведена проверка, в результате которой выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании эксплуатационного состояния улиц, расположенных в Железнодорожном районе г. Самара. В частности установлено, что по "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" на всем протяжении ул. с четной и нечетной стороны отсутствует тротуар, на пересечении с "адрес" отсутствует "данные изъяты" удерживающего пешеходного ограждения перильного типа и поход к пешеходному переходу. По "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" полностью разрушено дорожное покрытие на всем протяжении улицы, разрушен тротуар.
Согласно ст. 14 ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", в случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям государственного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г.о. Самара, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2.5 Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденное решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011 N 69 одной из основных задач Департамента является обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара.
В части 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара (утв. решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011 N 69) Департамент является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии. Одной из основных задач Департамента является обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара. Именно на Департамент возложена обязанность по обеспечению организации дорожной деятельности, в том числе по выполнению функций заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах г.о. Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты).
В силу ч. 1 ст. 25 Устава г.о. Самара Администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.о. Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Постановлением Главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. N создано МП г.о. Самара "Благоустройство", в соответствии с Уставом которого одним из видов его деятельности является эксплуатация, капитальный и текущий ремонт дорог, тротуаров, посадочных площадок, пешеходных дорожек, асфальтобетонных покрытий площадей, мостов, путепроводов, подземных пешеходных переходов, сооружений дождевой канализации и других объектов, а также устройство дорожных оснований и покрытий.
В соответствии с муниципальным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенным между МП г.о. Самара "Благоустройство" и Департаментом благоустройство и экологии администрации г.о. Самара, "адрес" передана на содержание предприятия на участке от "адрес" до "адрес", 2 категория), участок "адрес" на пересечении с "адрес" муниципальному предприятию не передавался, в связи с чем обязанность по его содержанию у МП г.о. Самара "Благоустройство" отсутствует.
Исходя из приведенных норм, судом сделан правильный вывод о том, что Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара и Администрация г.о. Самара являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку ими допущены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по спорному участку дороги г. Самары.
Также установлено, что Постановлением Администрации г.о. Самара от 28.05.2013г. N 501 "О внесении изменений в Целевую программу городского округа Самара "Повышение безопасности дорожного движения в городского округе Самара" на 2009-2015 годы, утвержденную решением Думы г.о. Самара от 31.07.2008 N 626" внесены изменения, в частности увеличено финансирование, в том числе на установку ограждений в опасных местах.
С учетом рекомендаций и предписаний ГИБДД УМВД России по г. Самаре в ДД.ММ.ГГГГ на аварийно-опасных пешеходных переходах, в рамках предусмотренных бюджетом денежных средств, намечено комплексная установка удерживающих пешеходных ограждений.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы ответчиков об отсутствии доказательств того, что участок дороги, на котором прокурор просит установить ограждения является аврийно-опасными, поскольку как следует из требований закона перильные ограждения устанавливаются на всех пешеходных переходах со светофорным регулированием. Указанный прокурором участок дороги (по "адрес" на пересечении с "адрес") имеет светофорное регулирование.
В заседании судебной коллегии в качестве специалиста был допрошен государственный инспектор ГАИ г.о. Самара У МВД России по Самарской области ФИО1, который указал, что он совместно с прокурором Железнодорожного района проводил проверку соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. Перекресток ул "адрес" является регулируемым, на перекрестке сразу после остановки общественного транспорта за забором школы расположен светофор. Указал также, что установка ограждений обязательна, поскольку дорога не оборудована тротуаром, а рядом находится школа.
На обозрение суда и участников процесса были представлены фотографии спорного участка дороги, из которых усматривается, что перекресток имеет светофорное регулирование.
При наличии указанных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, затрагивают права и законные интересы участников дорожного движения, наличие данных нарушений создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий и существенно снижает уровень безопасности дорожного движения на данном участке улицы, в связи с чем обоснованно удовлетворил уточненные исковые требования прокурора Железнодорожного района.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что Администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год и невозможность исполнения решения суда являются несостоятельными, поскольку относятся к порядку исполнения органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов в области обеспечения безопасности дорожного движения в части их финансирования, и не могут повлиять на законность обжалуемого решения суда, как не имеющие правового значения для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самары о том, что Департамент не является органом местного самоуправления и не нарушал прав и интересов неопределенного круга лиц также не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Департамент благоустройства и экологии является юридическим лицом на которое возложены функции по обеспечению организации дорожной деятельности в г. Самаре. Факт того, что участок дороги по "адрес" на пересечении с "адрес" не соответствует установленным нормативам, что создает угрозу жизни и здоровью участникам дорожного движения, также нашел свое подтверждение.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на переоценку доказательств по делу, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 01 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара и апелляционную жалобу Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.