Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А.,
при секретаре Елисеевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Абрамовой Людмилы Аркадьевны и Абрамова Александра Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ) о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости Абрамовой Л.А., назначении досрочной трудовой пенсии по старости Абрамову А.А., по апелляционной жалобе Абрамовой Людмилы Аркадьевны и Абрамова Александра Алексеевича на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 30 октября 2013 года,которым истцам отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя УПФ Киселевой Ю.В. (доверенность от 21.12.2013 г.), полагавшей решение законным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абрамова Л.А. и Абрамов А.А. обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями мотивируя тем, что являются родителями ребенка - инвалида с детства, воспитывавшими его до достижения им возраста 8 лет. 20 июня 2012 года Абрамовой Л.А. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 06 мая 2013 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о прекращении выплаты ей досрочной трудовой пенсии по старости и отказе от её получения в пользу отца ребенка - Абрамова А.А. 28 мая 2013 года Абрамов А.А., ссылаясь на наличие оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обратился с заявлением в УПФ о назначении ему такой пенсии. Решениями УПФ от 13 июня 2013 года Абрамовой Л.А. и Абрамову А.А. отказано в удовлетворении их заявлений. Истцы полагали отказ незаконным, нарушающим их права и гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, Абрамова Л.А. и Абрамов А.А. подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении их требований. В обоснование жалобы ссылаются на те же обстоятельства, на которых основывали свои требования в суде первой инстанции. Считают, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
На доводы апелляционной жалобы УПФ принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель УПФ Киселева Ю.В. полагала решение законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Положениями п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае: 1) смерти пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение суда о признании его безвестно отсутствующим; 2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; 3) утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, Абрамова Л.А. и Абрамов А.А. с "дата" состоят в браке. От брака имеют сына - ФИО7, "дата" г.р., являющегося ребенком - инвалидом с детства.
20 июня 2012 года УПФ Абрамовой Л.А. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
06 мая 2013 года Абрамова Л.А. обратилась в УПФ с заявлением о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением 55-летнего возраста ее супруга - Абрамова А.А., считая, что последний имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
28 мая 2013 года Абрамов А.А. обратился в УПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением УПФ от 13 июня 2013 года N 566 Абрамовой Л.А. отказано в удовлетворении заявления о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для этого.
Решением УПФ от 13 июня 2013 года N 565 Абрамову А.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с тем, что получателем досрочной трудовой пенсии по старости является мать инвалида с детства, воспитавшая его до 8 - летнего возраста,- Абрамова Л.А.
Отказывая в удовлетворении требований Абрамову А.А. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", районный суд посчитал, что у Абрамова А.А. отсутствует право на назначение указанной пенсии, поскольку его супруга - Абрамова Л.А., как мать ребенка - инвалида с детства, воспользовалась данным правом и в настоящее время ей назначена и выплачивается досрочная трудовая пенсия по старости по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Является верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Абрамовой Л.А. о прекращении выплаты досрочной трудовой пенсии по старости, так как действующим законодательством такое основание для прекращения выплаты назначенной трудовой пенсии по старости, как отказ получателя, не предусмотрено.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03 ноября 2009 года N 1365-О-О, родители инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения возраста 8 лет, в соответствии со статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации в равной мере имеют возможность воспользоваться правом на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом их свободного выбора. При этом действующее законодательство не связывает право на досрочное назначение пенсии по старости одного из родителей ребенка - инвалида с детства с согласием (волеизъявлением) второго родителя. Из указанного законоположения также не следует, что в случае реализации одним из родителей данного права второй родитель лишается такой возможности, так как трудовая пенсия может быть назначена ему досрочно в связи с прекращением выплаты трудовой пенсии другому родителю в случае его смерти или перехода на другой вид пенсии.
Помимо этого досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможно обоим родителям в случае, когда в семье имеется более одного ребенка - инвалида с детства и оба родителя воспитывали их до достижения 8-летнего возраста. Отцу, воспитавшему ребенка - инвалида с детства до достижения им 8-летнего возраста, также может быть назначена досрочно трудовая пенсия по старости независимо от того, что матери по достижении возраста 50 лет была назначена аналогичная пенсия как женщине, родившей пять и более детей (учитывая ребенка - инвалида с детства) и воспитывавшей их до достижения ими возраста 8 лет.
Учитывая, что в силу действующего законодательства только один из родителей ребенка - инвалида с детства наделен правом на получение досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также то, что Абрамова Л.А. в настоящее время является получателем такой пенсии, суд пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 30 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абрамовой Людмилы Аркадьевны и Абрамова Александра Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.