Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М. и Поляниной О.А.,
при секретаре Елисеевой Е.С.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Саратова (далее - прокурор) в интересах Жильцовой Л.В. к государственному казенному учреждению Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" (далее - КСПН), министерству социального развития Саратовской области (далее - Минсоцразвития) о понуждении предоставления инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение
по апелляционной жалобе Минсоцразвития на решение Кировского районного суда города Саратова от 29 октября 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования прокурора Кировского района города Саратова в интересах Жильцовой Л.В. удовлетворить.
Обязать министерство социального развития Саратовской области и государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" обеспечить Жильцову Л.В. путевкой на санаторно-курортное лечение согласно заявлению от
"дата"",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения Жильцовой Л.В., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском в интересах Жильцовой Л.В. к КСПН и Минсоцразвития об обязании обеспечить санаторно-курортной путевкой. В обосновании требований указал, что Жильцова Л.В. является инвалидом "данные изъяты", в связи с чем "дата" ей была выдана медицинская справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
"дата" Жильцова Л.В. обратилась с заявлением в КСПН о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако на момент обращения прокурора с данным иском в суд путевка Жильцовой Л.В. предоставлена не была. Прокурор просил обязать КСПН и Минсоцразвития обеспечить Жильцову Л.В. санаторно-курортной путевкой в соответствии с ее заявлением от "дата".
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Минсоцразвития просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Автор жалобы указывает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, так как на момент обращения прокурора в суд зимний период 2013 года, рекомендованный для санаторно-курортного лечения, не истек, следовательно, право истца на получение путевки не было нарушено. Считает, что поскольку Минсоцразвития осуществляет организацию приобретения санаторно-курортных путевок в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на каждый финансовый год, то недостаточность финансирования для удовлетворения заявок всех граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, не может быть поставлена в вину министерства.
На апелляционную жалобу прокурором принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Минсоцразвития - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
(ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от
24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона N 181-ФЗ предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Согласно ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии со ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В соответствии с п. 1.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
29 декабря 2004 года N 328 (далее - Порядок), периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1
статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, периодом предоставления ему набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, до 31 декабря текущего года.
Согласно п. 3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В силу п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено, что территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
С 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П (далее - Правила), предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее - УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы (далее - ТО) в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 5 указанных Правил УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.
Положениями п. 9, 10, 14 Правил установлено, что УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
В силу п. 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Жильцова Л.В. является инвалидом "данные изъяты" (л.д. 21).
"дата" муниципальным учреждением здравоохранения " ... " Жильцовой Л.В. выдана справка для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256, подтверждающая наличие у нее медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения
(л.д. 14).
"дата" Жильцова Л.В. обратилась в КСПН с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 13).
Однако санаторно-курортное лечение ей в 2012 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, а потому ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Ответчики не могут быть освобождены от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований и возложения на КСПН и Минсоцразвития обязанности обеспечить Жильцову Л.В. санаторно-курортной путевкой в соответствии с ее заявлением от
"дата".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось Минсоцразвития в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.