Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 ноября 2013 г. по делу N 33А-3430/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: - Корсакова В.А. и
- Коробенко Э.В.,
при секретаре Григоряне К.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Буденновского гарнизонного военного суда от 6 мая 2013 г., которым удовлетворено частично заявление "данные изъяты" Алифанова Александра Васильевича об оспаривании действий Министра обороны РФ, командиров войсковых частей N и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Единый расчетный центр), связанных с порядком исключения заявителя из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., объяснения представителя Министра обороны РФ - ФИО9 возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, а также выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" - "данные изъяты" ФИО10 полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N N Алифанов, проходивший военную службу в должности "данные изъяты" (на самолетах "данные изъяты") войсковой части N досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков личного состава воинской части. Однако на момент исключения из списков личного состава воинской части Алифанову денежное довольствие было выплачено не в полном объеме.
Алифанов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить приказы Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N N и командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N в части, касающейся исключения его из списков личного состава воинской части и обязать Министра обороны РФ восстановить его в указанных списках.
Также заявитель просил суд обязать Министра обороны РФ издать приказ о выплате денежных сумм дополнительного материального стимулирования, а руководителя Единого расчетного центра обязать выплатить ему: за ДД.ММ.ГГГГ г. - ежемесячные надбавки за классную квалификацию " "данные изъяты"" в размере "данные изъяты" процентов к окладу по воинской должности и за выполнение задач, непосредственно связанных с "данные изъяты" в мирное время, в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности; единовременное денежное пособие при увольнении с военной службы и материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ г., исходя из воинского звания "данные изъяты"; ежемесячную надбавку к денежному довольствию за участие в проведении "данные изъяты" операции на территории "данные изъяты" региона в период с ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, Алифанов просил суд обязать указанного руководителя выплатить ему "данные изъяты" руб. в качестве компенсации морального вреда, "данные изъяты" руб. за пользование чужими денежными средствами, а также, судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере "данные изъяты" руб. и уплатой государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Решением суда заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия Министра обороны РФ, командира войсковой части N и руководителя Единого расчетного центра, связанные с исключением Алифанова из списков личного состав воинской части без производства окончательного расчета по денежному довольствию, а также незаконными и не действующими со дня издания приказы Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N и командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N в части, касающейся исключения заявителя из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ
При этом суд обязал:
- Министра обороны РФ внести изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N в части, касающейся даты исключения Алифанова из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ., указав в качестве таковой ДД.ММ.ГГГГ включив период восстановления в списках личного состава воинской части в срок его военной службы;
- командира войсковой части N отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N в части, касающейся исключения Алифанова из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N и руководителя Единого расчетного центра, связанное с невыплатой заявителю ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере "данные изъяты" окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N за непосредственное участие в "данные изъяты" операции на территории "данные изъяты" региона в период с ДД.ММ.ГГГГ и обязал командира войсковой части N издать приказ на выплату Алифанову названной ежемесячной надбавки за указанный период.
Суд обязал руководителя Единого расчетного центра выплатить заявителю:
- денежное довольствие за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере "данные изъяты" окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174, за непосредственное участие в "данные изъяты" операции на территории "данные изъяты" региона в период с ДД.ММ.ГГГГ г.
Кроме того, суд взыскал с Единого расчетного центра в пользу Алифанова судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлиной в размере "данные изъяты" руб.
В удовлетворении остальной части требований заявителя, судом было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявления отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы, заявитель приводит содержание отдельных положений п.п. 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1122 и утверждает, что в соответствии с указанным Постановлением ему положены выплаты за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с "данные изъяты". Также Алифанов считает, что факт позднего доведения денежных средств материального стимулирования до воинской части, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не может являться основанием для отказа в выплате ему этого материального стимулирования. Кроме того, автор апелляционной жалобы обращает внимание, что дата исключения его из списков личного состава воинской части должна быть изменена на ДД.ММ.ГГГГ поскольку последнее перечисление денежных средств было именно в этом месяце.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. "данные изъяты" Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N N, денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит - из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Кроме того, в соответствии с п. "данные изъяты" указанного Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы денежное довольствие выплачивается по день их исключения из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. "данные изъяты" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно "данные изъяты" Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как усматривается из материалов гражданского дела, Алифанов обеспечен денежным довольствием по ДД.ММ.ГГГГ однако указанное денежное довольствие ему перечислено ДД.ММ.ГГГГ На момент вынесения решения суда первой инстанции с Алифановым произведен полный расчет по денежному довольствию, на основании чего судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности принятого судом первой инстанции решения об отмене приказа Министра обороны РФ в части исключения заявителя из списков личного состава воинской части и изменения даты исключения из списков личного состава на указанную дату перечисления положенных денежных средств. При этом, как верно указал гарнизонный военный суд оснований для определения другой даты исключения Алифанова из названных списков нет, так как доказательств, подтверждающих ссылки заявителя на окончательный с ним расчет в другое время, в том числе и в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г., суду представлено не было.
Это полностью согласуется с разъяснениями, данными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", по смыслу которых решение об отмене приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба должно приниматься судом лишь в том случае, если нарушение прав этого лица не может быть устранено без восстановления его в списках личного состава воинской части.
Пунктом "данные изъяты" Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим, проходящим службу по контракту, кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцировано в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п.п. "данные изъяты" названного Порядка выплата премии лицам гражданского персонала производится ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Пунктами "данные изъяты" Порядка установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таковая выплата возможна лишь после доведения до воинской части выделенных на эти цели денежных средств, исходя из их объема. Дополнительное материальное стимулирование не является той выплатой, решение о непредоставлении военнослужащего к которой командование обязано мотивировать и предусмотрено в качестве дополнительной выплаты, которая устанавливается приказом правомочного командира в пределах высвобождающихся бюджетных средств по результатам исполнения военнослужащими обязанностей по занимаемой воинской должности.
Поскольку сведения об объеме бюджетных средств на материальное стимулирование военнослужащих было доведено до командования в ДД.ММ.ГГГГ а заявитель исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ то в связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у командования оснований для выплаты заявителю материального стимулирования после его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Что же касается требования заявителя о выплате надбавки в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности за выполнение задач, связанных с "данные изъяты", то суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении данного требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1122 установлены Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.
Согласно п. "данные изъяты" данных Правил, указанная надбавка военнослужащим летного состава выплачивается только за совершение полетов с палубы корабля или с помощью наземно-тренировочного комплекса - в зависимости от количества полётов и способа их совершения.
При этом в случае, если специфика военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации требует выполнения специальных задач, непосредственно связанных с "данные изъяты", но не предусмотренных п. "данные изъяты" Правил, надбавка может устанавливаться в размере до "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности в соответствии с перечнями, утверждаемыми руководителями государственных органов, о чём указано в п. "данные изъяты" Правил.
Пунктами "данные изъяты" Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, предусмотрены те же условия выплаты данной надбавки в отношении военнослужащих, выполняющих водолазные работы, за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, а также выполняющим взрывотехнические работы в размере 2 процента оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.
В соответствии с п. "данные изъяты" Порядка военнослужащим, специфика военной службы которых требует выполнения специальных задач, непосредственно "данные изъяты", но не предусмотренных п.п. "данные изъяты" Порядка, выплачивается надбавка в размере 60 процентов оклада по воинской должности по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации.
Однако Министром обороны РФ таковой перечень воинских должностей не установлен.
Мнение же автора жалобы о необходимости применения к данным правоотношениям приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, которым утвержден Перечень воинских должностей, связанных с повышенной "данные изъяты", является ошибочным, так как данный приказ издан задолго до издания постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1122 и предназначен для предоставления военнослужащим иной льготы, чем та, которая оспаривается заявителем, не связанной с выплатой дополнительных денежных средств.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского гарнизонного военного суда от 6 мая 2013 г. по заявлению Алифанова Александра Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.