Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе
председательствующего: Назаренко Т.Н.,
судей: Туникене М.В., Штейнле А.Л.,
при секретаре Чащиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения представителя Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области Козлова П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Заболоцкой И.В. относительно доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сафоновский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ); разработать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ; разработать порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке Государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; обеспечить информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности, а также разработать внутренние организационно-распорядительные документы, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, указав, что неисполнение Администрацией законодательства о транспортной безопасности нарушает право граждан на безопасность в сфере транспорта. В суде помощник прокурора Иванов А.А. требования уточнил, приняв во внимание то, что указанные в пункте 4 нарушения ответчиком выполнены. Просил обязать провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; а также разработать порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности, указанные в пункте 3 требований.
Представитель Администрации МО Козлов П.А. иск не признал, ссылаясь на то, что требования о проведении оценки уязвимости объекта инфраструктуры были исполнены, оценка проведена 30.03.2013 ООО "Антрарестрансавто" и направлена в Федеральное дорожное Агентство для утверждения. Между тем, до настоящего времени оценка не утверждена, в связи с чем, вина Администрации в неисполнении предписания Росавтодор отсутствует.
Оспариваемым решением бездействие Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области признано незаконным: постановлено обязать ответчика провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; разработать порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Сафоновский район" Смоленской области просит решение суда отменить, указывая, что разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не представляется возможным без проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, последняя до настоящего момента не утверждена по не зависящим от Администрации причинам, которая не может повлиять на бездействие Федерального дорожного агентства. Ссылается также на отсутствие в деле материалов прокурорской проверки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия считает решение суда правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Часть 9 статьи 1 данного Закона установлено, что субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
На основании Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 42, утверждены Требования по обеспечения транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктами 3, 4 Требования применяются в отношении ОТИ и ТС,
эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской
Федерации; требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами
транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или
физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Согласно пп. 5.7 - 5.9 Требований все субъекты обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трёх месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трёх месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС; разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Как усматривается из материалов дела, с 27 по 28 февраля 2013 года специалистами Управления государственного авиационного надзора и надзора за соблюдением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Ространснадзора была проведена плановая выездная проверка здания автовокзала, расположенного по адресу: ... находящегося в собственности МО "Сафоновский район" Смоленской области по выполнению требований законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности. Приказом Федерального дорожного агентства (Росавтодо) N 124 от 21.06.2011 автовокзалу г. Сафоново присвоена четвёртая категория, и он внесён в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (реестровый номер N АТА0000486). 22.06.2011 Росавтодор направил в адрес Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области соответствующее уведомление о присвоении категории и включении в Реестр, 18.07.2011 администрацией получено уведомление. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: отсутствует утверждённая Федеральным агентством автомобильного транспорта оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; отсутствует утверждённый Федеральным агентством автомобильного транспорта план уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. Администрации МО "Сафоновский район" выдано предписание с требованием устранить данные нарушения в срок до 12.08.2013. С 12 по 15 августа 2013 года УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзор была проведена внеплановая документарная проверка администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области по выполнению предписания, выданного 28.02.2013, в ходе которой установлено, что из ранее выявленных нарушений устранено только одно: назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуре. Остальные нарушения не устранены. Срок для устранения нарушений установлен до 20.01.2014.
По делу также видно, что Администрация МО "Сафоновский район" Смоленской области во исполнение законодательства о транспортной безопасности 20.02.2013 заключило договор с ООО "Антарестрансавто" на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (л.д. 24). ООО "Антарестрансавто" исполнило свои обязательство по договору, 30.03.2013 произвело соответствующую оценку и 02.04.2013 направило её для утверждения в Федеральное дорожное Агентство (Росавтодор) (л.д. 26-27). На настоящий момент утверждённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (автовокзала) у Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области не имеется. Вступившим в законную силу решением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 октября 2013 года оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора Сенина С.Е. о привлечении к административной ответственности администрации МО "Сафоновский район" Смоелнской области от 20 августа 2013 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 10 Ко АПФ РФ в виде штрафа "данные изъяты". Указанная ответственность наступила, в том числе, за неисполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности по фактам, заявленным в требовании прокурора по настоящему делу.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Проанализировав представленные доказательства, районный суд обоснованно признал незаконным бездействие Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области по неисполнению требований законодательства о транспортной безопасности, поскольку анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что исполнение требований истца в части разработки плана уязвимости ОТС и порядка информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности напрямую зависят от выполнения ответчиком первого пункта требований: проведения оценки уязвимости объекта инфраструктуры.
Доводы жалобы об отсутствии бездействия Администрации были предметом рассмотрения районного суда и обоснованно отклонены, поскольку Администрация МО "Сафоновский район" Смоленской области действенных и эффективных мер для реализации процесса утверждения оценки уязвимости ОТИ не предпринималось, в том числе, по рассмотрению ФДА отчета оценки уязвимости ОТИ в установленный законом срок. Каких-либо запросов в Федеральное дорожное агентство не направлялось, доказательств иных предпринятых мер суду также не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к позиции ответчика в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.