Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Гниденко С.П., Бреевой С.С.,
при секретаре Минаковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Тарко Т.Л. удовлетворить.
Восстановить Тарко Т.Л. на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исходя из первоначальной даты подачи заявления.
Взыскать с Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Тарко Т.Л. убытки в сумме 3 000 рублей.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения представителя ответчика - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнова В.Н., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарко Т.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрации города Новый Уренгой о восстановлении в списках учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В обоснование требований иска указала о том, что стоит в очереди на переселение из районов Крайнего Севера с 1997 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и на основании ее заявления она была зарегистрирована и поставлена на учет как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 20 апреля 2012 года она получила производственную травму - сломала руку и находилась на больничном. В начале мая 2012 года ей позвонили из Администрации г. Новый Уренгой и предложили получить сертификат на приобретение квартиры. Но истице пришлось отказаться от него, так как в связи с травмой она не могла заниматься этим вопросом. Специалист по вопросам переселения предложила написать ей, в связи с ее положением, отказ от сертификата, уверив в том, что с очереди ее не снимут, т.к. отказывается она от сертификата по уважительной причине, и это не может быть расценено, как отказ от участия в федеральной программе и совершения ею действия (бездействия). К своему заявлению она приложила справку из поликлиники о том, что находится на больничном. В апреле 2013 года из письма МКУ "УМХ" Администрации города Новый Уренгой она узнала о том, что на основании приложения к приказу Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО N 261-ОД от 24 мая 2012 года она включена в список граждан, в отношении которых было принято решение о снятии с данного учёта. В качестве основания данного решения указан пункт "е" ст. 21 названного Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которому граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Она никакого письменного отказа от участия в федеральной программе не писала и никаких действий (бездействий), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не совершала. Считает действия ответчиков по снятию ее с учета и исключению из списка не законными, нарушающими ее права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Просит суд восстановить ее в списках по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера всоответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" исходя из первоначальной даты подачи заявления.
Ответчиком Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО представлены возражения на иск, в которых указано, что заявлением от 05 мая 2012 года истец попросила рассмотреть вопрос предоставления государственного жилищного сертификата в 2013 году, ввиду её нахождения на лечении, а также в связи с тем, что в городском суде рассматривается гражданское дело о признании внуков членами семьи. При этом документов, подтверждающих указанные обстоятельства, с заявлением от 05 мая 2012 года представлено не было. С целью выяснения обстоятельств, свидетельствующих о нахождении в городском суде заявления о признании внуков членами семьи, департаментом городского хозяйства Администрации Новый Уренгой был направлен запрос в Новоуренгойский городской, согласно полученному ответу, в производстве суда в 2012 году искового заявления, поданного Тарко Т.Л., либо кем-то от еёимени и в её интересах о признании внуков членами семьи, не имелось. Таким образом, данные действия и в тоже время бездействие Тарко Т.Л., указание в заявлении недостоверных и неподтвержденных документально сведений, свидетельствуют об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления ей социальной выплаты. В связи с чем, заявление Тарко Т.Л. от 05 мая 2012 было расценено Департаментом как письменный отказ от получения социальной выплаты. Федеральное законодательство не содержит норм, позволяющих органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации решать вопросы переноса сроков вручения сертификатов, либо установления иных сроков предоставления гражданином тех или иных документов. Кроме того, полагают, что заявителем не представлены доказательства несения судебных расходов в размере 3 000 руб. (л.д.41-43).
Дело рассмотрено в отсутствие истца Тарко Т.Л. и представителя ответчика - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Серганова Н.Н., действующая на основании доверенности, поддержала требования и доводы искового заявления.
Представитель ответчика администрации г. Новый Уренгой Горбанева А.А., действующая на основании доверенности, требования иска не признала, привела в обоснование доводы изложенные в возражениях на иск департамента строительства и жилищной политики ЯНАО.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласны ответчики департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и администрация города Новый Уренгой.
В апелляционной жалобе представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, просит об отмене решения суда и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении требований иска, в обоснование доводов жалобы приведены доводы, ранее изложенные в возражениях на иск.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Новый Уренгой, просит об отмене решения суда, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований иска, доводы жалобы аналогичны доводам жалобы департамента строительства и жилищной политики ЯНАО.
В возражениях на апелляционные жалобы истец Тарко Т.Л. полагает решение суда законными и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Истица и представитель ответчика - администрации города Новый Уренгой, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав объяснения представителя ответчика - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10 декабря 2002 года N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Материалами дела установлено, что решением начальника Департамента недвижимости муниципального образования город Новый Уренгой от 04 июля 2011 года, Тарко Т.Л. признана участником программы "Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы.
Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО N 261-ОД от 24 мая 2012 года Тарко Т.Л. включена в список граждан, в отношении которых принято решение о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к местностей на основании подпункта "е" п. 21 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пп. "е" п. 21 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Как следует из материалов дела, 05 мая 2012 года Тарко Т.Л. на имя директора Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО было написано заявление о рассмотрении вопроса о предоставлении ей государственного жилищного сертификата в 2013 году в связи с тем, что она находится на лечении, а также в связи с тем, что в городском суде рассматривается вопрос о признании внуков членами семьи (л.д.46).
Анализируя изложенные в заявления обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Тарко Т.Л. фактически выражена просьба об отсрочке предоставления жилищного сертификата, обусловленная состоянием её здоровья, препятствующим ей в данное время осуществить свое право на улучшение жилищных условий.
Полученная Тарко Т.Л. 20 апреля 2012 года травма подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. Кроме того, характер полученной травмы сопряженный с её последствиями, послужил основанием нахождения истца на амбулаторном лечении в период с 20 апреля 2012 года по 22 июня 2012 года. Данное обстоятельство значительным образом препятствовало истцу в осуществлении определенных действий направленных на получение жилищного сертификата, а также на реализацию связанных с ним последствий.
Вследствие изложенного, вывод суда об удовлетворении исковых требований и компенсации истцу расходов понесенных на защиту своего права, посредством оказания ей юридических услуг, является верным, мотивированным и соответствующим обстоятельствам дела и закону, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и администрации города Новый Уренгой - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Копия верна:
Судья суда ЯНАО С.П. Гниденко
Секретарь суда ЯНАО Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.