Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Луниной Т.Д., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Тепляковой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Советского районного суда г.Тулы от 21 октября 2013 года по делу по заявлению Кузнецова М.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным бездействие, об обязании предоставить земельный участок на льготных условиях в аренду, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов М.В. обратился в суд с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, ссылаясь на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.05.2013 года министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано было принять меры к содействию в приобретении ему (Кузнецову М.В.), являющемуся инвалидом, земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в льготном порядке. Однако ответчик уклоняется от исполнения данного решения.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования и, ссылаясь на основания, указанные в первоначально поданном заявлении, также просил обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области предоставить ему земельный участок площадью 400 кв.м. по адресу: "адрес" в аренду для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона и заключить соответствующий договор.
В судебном заседании Кузнецов М.В. указал, что он является инвалидом "данные изъяты". Согласно действующему законодательству имеет право на первоочередное предоставление участка под индивидуальное жилищное строительство. Однако, реализовать данное право не может, поскольку до настоящего времени ответчик не исполняет апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда, которым признаны незаконными отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года в предоставлении ему земельного участка с учетом реализации первоочередного права на его получение, а также бездействие, выраженное в не рассмотрении заявления о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года; обязав министерство рассмотреть данное заявление в соответствии с установленным законом порядком.
Выполняя требование ответчика о выборе земельного участка, истец в неоднократных письменных заявлениях указывал различные земельные участки, в отношении одного из которых он готов был заключить договор аренды. Однако министерство имущественных и земельных отношений Тульской области под различными предлогами отказывало ему в удовлетворении данных заявлений.
На основании вышеизложенного, просил удовлетворить его заявление с учетом уточнений, признать незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженное в длительном не рассмотрении заявления; обязать ответчика предоставить ему земельный участок площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", в аренду для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона, заключить соответствующий договор; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, а также судебные издержки в сумме "данные изъяты" рублей.
Представитель заинтересованного лица - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Агапкина Ю.А., в судебном заседании заявление не признала, пояснила, что инвалиду, каковым является истец, для реализации его права на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, необходимо обратиться в министерство с заявлением с указанием местоположения выбранного им земельного участка. После этого министерство обязано определить возможность его предоставления с учетом градостроительной документации, в том числе правил землепользования и застройки, предельных размеров предоставления земельных участков, а также наличия прав иных лиц на земельный участок. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову М.В. было сообщено о возможности предоставления земельного участка в рамках статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что земельный участок предоставляется на основании заявления гражданина, при этом министерством выбор земельного участка не осуществляется. Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.05.2013 года исполнено, поскольку заявление Кузнецова М.В. о выборе и предоставлении земельного участка рассмотрено, заявителю сообщено о результатах данного рассмотрения.
Также пояснила, что письмо министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором Кузнецову М.В. было сообщено о том, что в отношении испрашиваемых им земельных участков будет рассматриваться вопрос о возможности проведения аукциона, являлось предварительным. Окончательным вариантом рассмотрения заявлений Кузнецова М.В. является ответ министерства от ДД.ММ.ГГГГ года, которым заявителю было отказано в предоставлении одного из испрашиваемых земельных участок по причине того, что данные земельные участки расположены в зоне И-2 (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности). Просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Решением Советского районного суда г.Тулы от 21 октября 2013 года постановлено: исковые требования Кузнецова М.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженное в длительном не рассмотрении заявления Кузнецова М.В. о выборе земельного участка на льготных основаниях в собственность или аренду.
Признать незаконными отказы в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть в соответствии с установленным законом порядком заявления Кузнецова М.В. о выборе и предоставлении земельного участка, с характеристиками, изложенными в его заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области за счет казны Тульской области в пользу Кузнецова М.В. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, а также судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении требований о возложении на заинтересованное лицо по обеспечению в первоочередном порядке земельным участком Кузнецову М.В. отказать.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Кузнецова М.В. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что министерство полностью исполнило свои обязанности по рассмотрению обращений Кузнецова М.В. Невозможность предоставления земельных участков, указанных в заявлении Кузнецова М.В., мотивировано тем, что испрашиваемые земельные участки расположены в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (И-2), в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Проверив материалы дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Найденовой О.Ю., возражения Кузнецова М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.05.2013 года отменено решение Центрального районного суда г. Тулы от 12.03.2013 года, которым в удовлетворении заявления Кузнецова М.В. к Правительству Тульской области, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании предоставить земельный участок на льготных основаниях в собственность или аренду, было отказано.
Апелляционная инстанция постановила по делу новое решение, которым признала незаконными отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 26.10.2012 года в предоставлении Кузнецову М.В. земельного участка, с учетом реализации первоочередного права на его получение, а также бездействие, выраженное в не рассмотрении заявления Кузнецова М.В. о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; обязала министерство имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть в соответствии с установленным законом порядком заявление Кузнецова М.В. о выборе и предоставлении земельного участка, с характеристиками, указанными в его заявлении от ДД.ММ.ГГГГ; взыскала с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области за счет казны Тульской области в пользу Кузнецова М.В. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей. В удовлетворении требований о возложении на заинтересованных лиц обязанности по обеспечению земельным участком в первоочередном порядке, Кузнецову М.В. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношений Тульской области направило Кузнецову М.В. сообщение, в котором разъяснило, что рассмотреть его заявление о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным, поскольку согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, что не лишает заявителя права на предоставление земельного участка на общих основаниях в рамках статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
После получения данного ответа, ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов М.В. обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении ему земельных участков, попадающих под характеристики, указанные им в заявлении о выборе, по адресам: "адрес" или рядом с этим домом; "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении и выборе земельных участков по адресам: "адрес" или "адрес". ДД.ММ.ГГГГ по требованию министерства имущественных и земельных отношений Тульской области он представил ответчику заявление с указанием схематичного расположения выбранных им ранее земельных участков.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало Кузнецову М.В. в предоставлении земельных участков по улице "адрес" по причине того, что в отношении них поступили заявления об их предоставлении для индивидуального жилищного строительства от иных заинтересованных лиц, в связи с чем министерством будет рассматриваться вопрос о возможности проведения аукциона.
Далее, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ министерство имущественных и земельных отношений Тульской области на заявления Кузнецова М.В. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что предоставление испрашиваемых земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не представляется возможным, так как в соответствии с генеральным планом МО г. Тулы, правилами землепользования и застройки МО г. Тулы, утвержденными решениями Тульской городской Думы от 20.06.2007 года N 32/676, 25.03.2009 года N 65/1406, испрашиваемые земельные участки расположены в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (И-2), в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Заявляя исковые требования, истец указал на незаконность данных отказов.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности, имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
На основе анализа вышеприведенных норм права суд первой инстанции правильно признал, что при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по договору купли-продажи или аренды, торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного Закона.
Проведение аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка незаконно, поскольку заявитель является инвалидом и выбранный им земельный участок не должен выставляться на торги.
Таким образом, отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предоставлении в первоочередном порядке Кузнецову М.В. земельного участка с предложением реализовать свое право на получение земельного участка в общем порядке, изложенный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года, не основан на законе.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания законной и обоснованной позиции министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, изложенной в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду его нахождения в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (И-2), в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность.
Так, согласно статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Согласно частям 1-2 статьи 34 названного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
На территории муниципального образования город Тула решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула.
В соответствии со статьей 3 названных Правил, утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
В настоящее время действует утвержденный постановлением администрации Тульской области от 11.12.1991 года (ранее согласно решению Тульского Облисполкома от 07.06.1991 года) Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы.
Указанными Правилами предусмотрено, что Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы не устанавливает границы территорий объектов культурного наследия, но устанавливает зоны охраны объектов культурного наследия.
Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы (в пределах утвержденных границ зон охраны объектов культурного наследия) не содержит градостроительные регламенты, касающиеся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.
При этом Проект охранных зон г. Тулы допускает строительство на земельном участке, но в соответствии со статьей 36 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула проекты проведения строительных работ в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что нахождение земельного участка на территории зон охраны объектов культурного наследия не является основанием для отказа в его предоставлении, а свидетельствует лишь об ограничении строительства, возможного только после согласования с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия, являются правомерными. Следовательно, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области необоснованно отказало Кузнецову М.В. в предоставлении земельного участка по причине его нахождения в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (И-2).
Принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должен предшествовать выбор земельного участка, а также проведение работ по его формированию.
Проанализировав положения п.1 и п.2 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, исследовав заявления Кузнецова М.В. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года, в которых содержатся все необходимые сведения относительно земельного участка, суд обоснованно признал, что министерство имущественных и земельных отношений Тульской области действий, предусмотренных ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвело.
Таким образом, бездействие министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженное в не рассмотрении заявления Кузнецова М.В. о выборе земельного участка, является незаконным и нарушающим права заявителя на получение земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.254, 258 ГПК РФ, суд обоснованно удовлетворил заявленные Кузнецовым М.В. требования, признав незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выразившееся в не рассмотрении заявлений Кузнецова М.В. о выборе земельных участков, возложив на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность по рассмотрению в соответствии с установленным порядком заявления Кузнецова М.В. о выборе и предоставлении земельного участка.
Вывод суда об удовлетворении требований Кузнецова М.В. о взыскании с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, соответствует требованиям ст.151 ГК РФ.
На основании положений ст.98 ГПК РФ с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Кузнецова М.В. обоснованно взысканы понесенные последним судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
При таких обстоятельствах, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права, при рассмотрении дела судом были установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, всем собранным по делу доказательствам дана оценка, отвечающая требованиям ст.67 ГПК РФ.
Доводы жалобы основаны по существу на ошибочном толковании закона, переоценке исследованных судом обстоятельств и представленных суду доказательств, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
Решение является законным, обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь положениями статей 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Тулы от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.