Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Цехмистера И.И.
судей
при секретаре
Кавка Е.Ю. и Хамитовой С.В.
Попояниной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Молодцева С.Б. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 08 октября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Молодцева С.Б. к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ОАО "Российские железные дороги" о признании права собственности на земельный участок - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Хамитовой С.В.; объяснения представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области Лысовой Т.В. и объяснения представителя ответчика ОАО "Российские железные дороги" Великановой А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Молодцев С.Б. обратился в суд с иском к Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании права собственности на земельный участок. Требования мотивированы тем, что истец 15 августа 1991 года приобрел по договору купли-продажи жилой дом " ... ", право собственности на который было зарегистрировано за Молодцевым С.Б. 30.09.2011г. В 2011 году истцом, в целях получения земельного участка, находящегося под указанным жилым домом, в собственность, через представителя Сердюкову М.Б. было подано в Администрацию Тюменского муниципального района Тюменской области соответствующее заявление, в связи с чем 28 апреля 2012 года указанным ответчиком вынесено постановление N 1070 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под жилой дом " ... ", а 15.03.2013г. - постановление N 729 о предоставлении Молодцеву С.Б. указанного земельного участка в собственность за плату, при этом 20 марта 2013 года между Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области и истцом был заключен договор купли-продажи земельного участка, который Молодцевым С.Б. был исполнен надлежащим образом. По утверждению истца, после заключения данной сделки его представитель Сердюкова М.Б. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением и необходимыми документами для регистрации права собственности на проданный ему земельный участок, однако 02.07.2013г. указанным ответчиком было отказано в проведении государственной регистрации по мотиву того, что спорный объект недвижимости принадлежит иному лицу, а не Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области. Полагая данный отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области незаконным и необоснованным, поскольку спорный земельный участок находится на территории Тюменского муниципального района Тюменской области, в связи с чем именно Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области вправе распоряжаться указанным объектом недвижимости, истец просил признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", находящийся по адресу: " ... ".
Определением суда от 05 сентября 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту Управление Росимущества по Тюменской области) и ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель истца Сердюкова М.Б. на удовлетворении требований своего доверителя настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" Зайнуллина Т.Р. в судебном заседании иск не признала.
Дело было рассмотрено в отсутствие истца Молодцева С.Б., а также представителей ответчиков Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Управления Росимущества по Тюменской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец.
В апелляционной жалобе Молодцев С.Б. просит об отмене решения полностью и принятии нового решения, приводя те же доводы, что и в исковом заявлении, ссылаясь на то, что в кадастровых паспортах на жилой дом и земельный участок адрес данных объектов недвижимости значится как Тюменская область, Тюменский муниципальный район, Переваловское муниципальное образование, в связи с чем распоряжаться спорным земельным участком вправе Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Управление Росимущества по Тюменской области, действующий в лице представителя Степичева П.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области, действующая в лице представителя Бурлуцкой А.О., просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что законных оснований для отказа истцу в предоставлении в собственность спорного земельного участка у Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области не имелось.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований Молодцева С.Б., суд первой инстанции исходил из того, что предоставленный Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области истцу в собственность земельный участок с кадастровым номером " ... ", находящийся по адресу: " ... ", был образован из земельного участка с кадастровым номером " ... ", находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного в полосе отвода железной дороги, а потому суд счел, что Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области, не являясь собственником спорного земельного участка, не вправе была изменять правовой режим указанного объекта недвижимости и предоставлять спорный земельный участок Молодцеву С.Б.
Данные выводы суда мотивированы, основаны на действующем законодательстве и собранных по делу доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжаться спорным земельным участком вправе именно Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, изложенным в решении, правильно признаны необоснованными.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 212 указанного выше кодекса, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктами 1, 2 и 6 статьи 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Из п. 1 ст. 131 данного кодекса следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 11.3. указанного выше кодекса, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, предоставленный Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области в собственность истцу земельный участок с кадастровым номером " ... ", находящийся по адресу: " ... ", был образован из земельного участка с кадастровым номером " ... ", находящегося в собственности Российской Федерации, предоставленного в аренду на 49 лет ОАО "Российские железные дороги".
Материалы дела свидетельствуют о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером " ... " никем не оспорено, не прекращено и недействительным не признано.
Доказательств того, что органом, полномочным распоряжаться имуществом от лица Российской Федерации, принималось соответствующее решение об образовании из части указанного земельного участка нового земельного участка, который впоследствии получил кадастровый номер " ... ", в материалах дела не имеется, как отсутствуют и доказательства того, что спорный земельный участок в установленном законом порядке был передан в муниципальную собственность Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что целевое назначение и разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером " ... " не соответствует целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером " ... ", который относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, для иного специального назначения и предназначен для нужд транспорта, Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области не вправе была предпринимать действия по образованию земельного участка с кадастровым номером " ... " и последующему распоряжению им путем предоставления в собственность истцу Молодцеву С.Б.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", находящийся по адресу: " ... ".
В апелляционной жалобе не приведено каких-либо доводов, заслуживающих внимание, предусмотренных действующим законодательством, влекущих отмену постановленного судом решения.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 08 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Молодцева С.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.