Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Блиновой М.А. и Спиридонова А.Е.,
при секретаре Кистер О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Иванова Н.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 октября 2013 г., которым исковое заявление прокурора в интересах Иванова Н.А. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Арюхиной Ю.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы ответчика на решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Иванова Н.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению от 07 февраля 2012 г.
Исковые требования мотивированы тем, что Иванов Н.А. является инвалидом ... группы по "данные изъяты", инвалидность установлена "данные изъяты". Согласно справки МУЗ " ... " от 13 марта 2012 г. N Иванов Н.А. нуждается в санаторно-курортном лечении 1 раз в год, в связи с чем он 06 апреля 2012 г. обратился с заявлением к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Несмотря на то, что его заявление было зарегистрировано в республиканской очереди под N по заболеваниям "данные изъяты", санаторно-курортное лечение в 2012 г. ему предоставлено не было.
Истец Иванов Н.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Иванова О.П. в удовлетворении исковых требований просила отказать по тем мотивам, что обеспечение истца путевкой на санаторно-курортное лечение не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств в федеральном бюджете. Кроме того, внеочередное предоставление истцу путевки нарушит права других очередников на получение путевок на санаторно-курортное лечение.
Третье лицо КУ " ... " Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики явку своего представителя в суд не обеспечил, в письменном заявлении в адрес суда просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований прокурора просили отказать.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 21 октября 2013 г. исковое заявление Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворено и суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить Иванова Н.А. путевкой на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению от 06 апреля 2012 г.
Указанное решение обжаловано ответчиком Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Иванов Н.А. является инвалидом ... группы по общему заболеванию; имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. Согласно справки (формы N070/у-04) от 06 апреля 2012 г. N и 13 марта 2013 г. Иванов Н.А. нуждается в санаторно-курортном лечении по профилю "данные изъяты".
06 апреля 2012 г. Иванов Н.А. обратился в отдел социальной защиты населения ... с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю " "данные изъяты"", приложив медицинскую справку от 06 апреля 2012 г. N о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Заявление зарегистрировано под N в республиканской очереди по заболеванию "данные изъяты". Однако путевка на санаторно-курортное лечение за 2012 год ему предоставлена не была.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании п.8 ст.6.1 указанного Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
На основании ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N328 (в ред. от 01.03.2012), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.п.3.6, 3.7 указанного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189) и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с п.1.4 Порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.02.2011 N48 организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Принимая во внимание, что Иванов Н.А. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, принимая во внимание, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год и по итогам 2012г. по заявлению от 06 апреля 2012 г. и медицинской справке от 06 апреля 2012 г. N (формы 070/у-04) истец не обеспечивался путевкой, в то время как нуждается в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям ежегодно, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Иванову Н.А. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Судебная коллегия не может согласиться также и с доводом жалобы на недостаточный объем бюджетных ассигнований, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
В соответствии с п.2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При таких обстоятельствах указания ответчика в жалобе на то, что само предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с указанным законом в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике. Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.
Разрешая исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 октября 2013 г.оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.