Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Голубевой И.В.
Турумтаевой Г.Я.
при участии прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Елисеевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению старшего помощника Ишимбайского межрайонного прокурора ФИО3 на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1 дата года рождения жилое помещение из специализированного фонда вне очереди в черте муниципального района адрес, отвечающее установленным размерам, стандартам и техническим требованиям за счет и в пределах субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ишимбайский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является сиротой, с дата состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, на учете для предоставления жилых помещений вне очереди, собственного жилья не имеет. дата ФИО1 исполнилось ... лет. Она окончила дата ГБОУ НПО " ... ". Действующим законодательством предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. У ФИО1 возникло право на получение вне очереди жилого помещения.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан о предоставлении сироте ФИО1 вне очереди жилого помещения по договору социального найма в черте муниципального района адрес жилого помещения, отвечающего установленным размерам, стандартам и техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержал.
ФИО4 согласилась с иском прокурора в части получения жилья вне очереди. В то же время, она представила в суд заявление, что согласна на предоставление жилья из специализированного жилищного фонда.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении старший помощник Ишимбайского межрайонного прокурора ФИО3 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование указывает на то, что предоставление ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 ЖК РФ в ред. от дата N 185-ФЗ ухудшает положение ФИО1, так как лишает её права на приватизацию жилого помещения и распоряжения жилым помещением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора ФИО5, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что ФИО1 относятся к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилыми помещениями, обязанность обеспечения ФИО1 жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района адрес РБ.
Выводы суда в этой части являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, отец ФИО1 умер в дата, мать лишена родительских прав решением суда от дата.
На основании постановления администрации муниципального района адрес РБ N ... от дата ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", датой постановки на учет является дата.
ФИО1 дата окончила государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования " ...
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведения, выданного дата УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес за N N ... информация о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, отсутствуют.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени ФИО1 не обеспечена жильем.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) и обязал Администрацию МР адрес РБ предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Между тем ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) вступает в силу дата (ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Как следует из материалов дела, ФИО1 включена в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения до дата.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с тем, что правоотношения между истцом и ответчиком - Администрацией МР адрес РБ по предоставлению ей жилого помещения возникли до дата, следовательно, жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено не по договору найма специализированного помещения, а по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до дата - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По смыслу ч.2 ст.57 ЖК РФ в редакции до дата, ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, учреждении такого рода, нахождения в приемной семье, установления опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 окончила пребывание в социальном центре в дата. На учете в качестве нуждающийся в жилом помещении состоит с дата, в связи с чем, у ФИО1 возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата изменить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1, дата года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес, отвечающее установленным размерам, стандартам и техническим требованиям за счет и в пределах субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий п/п З.А.Науширбанова
Судьи п/п И.В.Голубева
п/п Г.Я.Турумтаева
Справка: судья ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.