Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Дорджиева Б.Д.,
судей
Андреевой А.В. и
Лиджиева С.В.,
при секретаре Лузановой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности по принятию надлежащих мер по содержанию автомобильной дороги по апелляционной жалобе представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Харашкина К.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 ноября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В., объяснения представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Харашкина К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального назначения "Городовиковск - Родыки" (далее - дорога "Городовиковск - Родыки"), и возложении обязанности по принятию надлежащих мер по содержанию указанной автомобильной дороги.
В обоснование требований прокурор указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности выявлено несоответствие дороги "Городовиковск - Родыки" требованиям безопасности дорожного движения и дорожной деятельности. Предписания об устранении нарушений в установленный срок не исполнены ввиду отсутствия денежных средств. Непринятие Министерством своевременных мер по содержанию дороги создает угрозу безопасности дорожного движения. Просил признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию дороги "Городовиковск - Родыки", возложить на Министерство обязанность привести состояние данной дороги в соответствие с требованиями Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ГОСТа Р 50597-93, ГОСТа Р 52289-2004 путем очистки обочин, установки и замены дорожных знаков.
В судебном заседании прокурор Имкенова Д.А. отказалась от заявленных требований в части признания незаконным бездействия Министерства по непринятию мер по содержанию дороги "Городовиковск - Родыки". В остальной части требования поддержала, пояснив, что данная дорога находится на балансе Министерства.
Представитель Министерства Харашкин К.А. требования прокурора не признал, указав, что выделенных денежных средств недостаточно для выполнения необходимых работ по содержанию автомобильных дорог. Отметил, что прокурором пропущен срок для обращения в суд.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия 22 ноября 2013 г. требования прокурора республики удовлетворены. На Министерство возложена обязанность очистить обочины дороги "Городовиковск - Родыки", установить и заменить дорожные знаки: "уступите дорогу" в кол. 4 шт. (на 4 км + 790 м слева, справа и на 10 км + 910 м слева, справа), "пересечение со второстепенной дорогой" в кол. 2 шт. (на 3 км + 559 м справа, слева), "пешеходных переход" в кол. 4 шт. (на 10 км + 769 м справа, слева и на 10 км + 880 м справа, слева), "начало полосы" в кол. 1 шт. (на 10 км + 825 м слева), "движение прямо" в кол. 1 шт. (на 4 км + 740 м слева), "конец полосы" в кол. 1 шт. (на 10 км + 722 м слева), "автобусная остановка" в кол. 1 шт. (на 10 км + 750 м слева), "километровый знак" в кол. 9 шт. (на 3-11 км справа), "движение без остановки запрещено" на "уступите дорогу" (на 5 км + 580 м слева, направо и на 8 км + 350 м слева).
В апелляционной жалобе представитель Министерства Харашкин К.А., ссылаясь на незаконность решения суда, просит его отменить. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Судом не принято во внимание отсутствие у Министерства необходимого финансирования для проведения соответствующих работ по содержанию дорог республики. Считает, что прокурором избран неверный способ защиты прав неопределенного круга лиц. Также прокурором пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд.
Изучив материалы дела, выслушав мнения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями чч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены ст. 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (далее - Закон об автомобильных дорогах).
К числу таких полномочий, в частности, отнесены: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения и утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Закона об автомобильных дорогах).
Согласно п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность является деятельностью по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Автомобильная дорога "Городовиковск - Родыки" включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 90.
Исходя из положений п. 4 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Калмыкия (утвержденных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 августа 2012 г. N 281), организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия, в оперативном управлении которого находятся автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Калмыкия и выполняющий функции государственного заказчика (далее - уполномоченный орган).
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 г. N 338, Министерство в сфере дорожного хозяйства является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также ведет учет изменений балансовой стоимости (п. 4.4.3), осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них (п. 4.4.14), осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом об автомобильных дорогах (п. 4.4.22).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июня 2013 г. N 289 Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия определено исполнителем государственной программы Республики Калмыкия "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2017 годы", предусматривающей содержание, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что эксплуатационное состояние и обустройство автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Городовиковск - Родыки" не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, установленным ГОСТами Р 50597-93, Р 52289-2004 (отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные дислокацией, обочина заросла нежелательной растительностью).
Доказательств устранения выявленных нарушений в области безопасности дорожного движения суду не представлено.
Таким образом, учитывая требования приведенных норм права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на уполномоченный орган (Министерство) обязанности принять меры по приведению дороги "Городовиковск - Родыки" в надлежащее состояние, соответствующее требованиям законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Оснований для дачи иной оценки у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку неисполнение Министерством возложенных на него законом обязанностей может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.
Между тем, Конституцией РФ (ст. 2), Законом о безопасности дорожного движения (ст. 3) закреплен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Довод жалобы о неправильном выборе прокурором способа защиты нарушенных прав является необоснованным, поскольку заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом (ст. 12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ). Требования прокурора направлены на исполнение в судебном порядке обязанностей, возложенных законом на Министерство.
Ссылка в жалобе на пропуск прокурором установленного законом срока на обращение в суд противоречит материалам дела, поскольку о неисполнении в полном объеме предписаний N 1391 и N 1392 прокуратуре республики стало известно из письма заместителя министра от 11 октября 2013 г. (л.д. 12).
Следовательно, прокурором не пропущен предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с указанным заявлением.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Харашкина К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Б.Д. Дорджиев
Судьи: А.В. Андреева
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.