Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басанговой И.Б. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Садваевой А.Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконным бездействие по принятию надлежащих мер по содержанию автомобильных дорог, о возложении обязанности провести мероприятия по установке дорожных знаков и приведению автомобильной дороги в надлежащее состояние по апелляционной жалобе представителя ответчика Харашкина К.А. на решение Элистинского городского суда РК от 26 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения представителя ответчика Харашкина К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство) по принятию надлежащих мер по содержанию автомобильных дорог. В обоснование требований указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Проверкой выявлены факты ненадлежащего исполнения Министерством требований законов и подзаконных актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения. По результатам обследования автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Городовиковск - Яшалта" установлено, что на всем протяжении автодороги, обочины заросли травой и деревьями; с 6 км. по 7 км. разрушена кромка асфальтобетонного покрытия и имеется проседание обочины, отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные дислокацией: "Уступите дорогу" - на 0 км. +250 м. слева и справа, на 3 км. +280 м. слева и справа, на 4 км. +200 м. слева и справа, на 4 км. +750 м. слева и справа, на 10 км. +900 м. справа, на 11 км. +900 м. слева, на 17 км. +330 справа, на 19 км. +080 м. слева, на 21 км. +780 м. слева, на 23 км. +444 м. слева, на 24 км. +040 м. слева и справа, на 28 км. +800 м. справа, на 36 км. +550 м. слева и справа; "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 2 км. +270 м. справа, 3 км. +280 м. слева, 4 км. +630 м. справа, на 4 км. +960 м. слева, на 24 км. +260 м. слева; "Примыкание второстепенной дороги" - на 0 км. +150 м. справа, на 0 км. +500 м. слева и справа, на 5 км. +022 м. справа, на 10 км. +740 м. справа, на 11 км. +740 м. справа, на 11 км. +040 м. слева, на 12 км. +150 м. слева, на 17 км. +300 м. справа, на 19 км. +050 м. справа, на 19 км. +380 слева, на 22 км. +230 м. слева и справа, на 22 км. +530 м. слева, на 23 км. +414 м. справа и слева, на 25 км. +150 м. слева, на 29 км. +300 м. справа, на 29 км. +500 м. слева, на 36 км. +100 м. слева, на 36 км. +550 слева и справа; "Километровый знак" - на 1-6 км., 8-20 км., 22 км., 23 км., 25 км., 27-30 км., 33 км., 35-40 км. справа; "Опасный поворот" - на 4 км. +550 м. слева, на 19 км. +480 м. справа, на 22 км. +476 м. слева, на 24 км. +391 м. слева, на 37 км. +450 м. справа, на 8 км. +940 м. справа, на 11 км. +450 м. справа, на 14 км. +850 м. справа; "Движение без остановки запрещено" - на 0 км. +030 м. слева; "Направление поворота" - на 26 км. +420 м. справа; "Больница" - на 29 км. +750 м. справа, на 29 км. +100 м. справа; "Ограничение максимальной скорости 60 км/ч" - на 25 км. +998 м. справа: "Дети" на 38 км. +225 м. справа, на 38 км. +875 м. слева; "Пешеходный переход" на 38 км. +750 м. справа. Данные нарушения зафиксированы УГИБДД МВД по РК 20 июня 2013 г., и в адрес министра 25 июня 2013 г. выдано предписание об устранении допущенных нарушений. Между тем меры по устранению указанных нарушений Министерством не приняты в связи с отсутствием денежных средств. Автомобильная дорога "Городовиковск - Яшалта" включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия, утвержденный постановлением Правительства РК от 29 февраля 2008 г. N 62. В соответствии с Положением о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, утвержденным постановлением Правительства РК от 08 ноября 2010 г. N 338, Министерство является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, ведет учет изменений балансовой стоимости. Непринятие уполномоченным органом своевременных мер по содержанию дорог создает угрозу безопасности участников дорожного движения. Просил признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Городовиковск - Яшалта", а также по установке дорожных знаков; обязать Министерство принять меры к надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Городовиковск - Яшалта", очистить обочины, установить недостающие дорожные знаки, предусмотренные дислокацией.
В судебном заседании прокурор Имкенова Д.А. исковые требования уточнила, в связи представлением ответчиком доказательств принятия мер, направленных на содержание автомобильной дороги "Городовиковск - Яшалта", от заявленных требований в этой части отказалась, просила суд обязать ответчика привести в соответствии с требованиями федерального законодательства и государственного стандарта дорогу общего пользования регионального значения "Городовиковск - Яшалта", очистить обочины, установить дорожные знаки.
Определением Элистинского городского суда РК от 26 ноября 2013 года производство по делу по иску прокурора РК в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии надлежащих мер по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального назначения "Городовиковск - Яшалта" прекращено в связи с отказом от иска.
Представитель ответчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Харашкин К.А. исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать.
Решением Элистинского городского суда РК от 26 ноября 2013 года заявление прокурора РК удовлетворено. На Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК возложена обязанность принять меры к надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Городовиковск - Яшалта" путем очистки обочины и установки дорожных знаков: "Уступите дорогу" - на 0 км. +250 м. слева и справа - 2 шт., "Уступите дорогу" - на 3 км. +280 м. слева и справа - 2 шт., "Уступите дорогу" - на 4 км. +200 м. слева и справа - 2 шт., "Уступите дорогу" на 4 км. +750 м. слева и справа - 2 шт., "Уступите дорогу" - на 10 км. +900 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 11 км. +900 м. слева - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 17 км. +330 справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 19 км. +080 м. слева - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 21 км. +780 м. слева - 1 шт., "Уступите дорогу" на 23 км. +444 м. слева - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 24 км. +040 м. слева и справа - 2 шт., "Уступите дорогу" - на 28 км. +800 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 36 км. +550 м. слева и справа - 2 шт.; "Ограничение максимальной скорости 60 км/ч" - на 25 км. +998 м. справа - 1 шт.; "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 2 км. +970 м. справа-1 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 3 км. +280 м. слева - 1 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - 4 км. +630 м. справа-1 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 4 км. +960 м. слева-1 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 24 км. +260 м. слева-1 шт.; "Примыкание второстепенной дороги" - на 0 км. +150 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги"-на 0 км. +500 м. слева и справа-2 шт., "Примыкание второстепенной дороги"-на 5 км.+022 м. справа-1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 10 км. +740 м. справа-1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 11 км. +040 м. слева-1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 12 км. +150 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги"- на 17 км. +300 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги"-на 19 км. +050 м. справа-1 шт., "Примыкание второстепенной дороги"-на 19 км. +380 слева-1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 22 км. +230 м. слева и справа-2 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 22 км. +530 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 23 км. +414 м. справа и слева - 2 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 25 км. +150 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 29 км. +300 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 29 км. +500 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 36 км. +100 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" на 36 км. +550 слева и справа - 2 шт.; "Километровый знак" - на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40 км. справа - 33 шт.; "Опасный поворот" - на 19 км. +480 м. справа - 1 шт., "Опасный поворот" - на 22 км. +476 м. слева - 1 шт., "Опасный поворот" - на 24 км. +391 м. слева - 1 шт., "Опасный поворот"- на 37 км. +450 м. справа - 1 шт., "Опасный поворот" - на 4 км. +550 м. слева - 1 шт., "Опасный поворот" - на 8 км. +940 м. справа - 1 шт., "Опасный поворот" - на 11 км. +450 м. справа - 1 шт., "Опасный поворот" - на 14 км. +850 м. справа - 1 шт.; "Движение без остановки запрещено" - на 0 км. +030 м. слева - 1 шт.; "Направление поворота" - на 26 км. +420 м. справа - 1 шт.; "Больница" - на 29 км. +750 м. справа - 1 шт., "Больница" на 29 км. +100 м. справа - 1 шт.; "Дети" на 38 км. +225 м. справа - 1 шт., "Дети" на 38 км. +875 м. слева - 1 шт.; "Пешеходный переход" на 38 км. +750 м. справа - 1 шт.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Харашкин К.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Министерство является бюджетной организацией, выполняющей свои полномочия в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. Денежных средств для устранения нарушений по содержанию автомобильной дороги, незапланированных бюджетом, у ответчика не имеется. Считает, что прокурором неправильно выбран способ защиты нарушенных прав. Так, прокурору было известно о недостаточности у Министерства денежных средств для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в связи с чем ему необходимо обратиться в суд с заявлением о признании незаконным Закона РК "О республиканском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" в части формирования дорожного фонда РК. Между тем суд в нарушение ст.ст. 2, 12, 198 ГПК РФ не исследовал данные обстоятельства, не дал надлежащую оценку доводам представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд руководствовался нормами Федеральных законов "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О безопасности дорожного движения", требованиями утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", и исходил из того, что Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК не соблюдает требования действующего законодательства по надлежащему содержанию технического состояния автомобильной дороги регионального значения "Городовиковск - Яшалта". В целях устранения выявленных прокурором нарушений закона суд обязал ответчика принять меры к надлежащему содержанию указанной автомобильной дороги путем очистки обочин дороги и установки дорожных знаков.
С такими выводами суда следует согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 указанного Федерального закона включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в пункте 12 статьи 3 закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования.
Статьей 5 Закона об автомобильных дорогах к собственности субъекта РФ отнесены автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РК от 29 февраля 2008 г. N 62 автомобильная дорога "Городовиковск - Яшалта" включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия.
Согласно пункту 4.4.3 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 08 ноября 2010 года N 338, Министерство является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также ведет учет изменений балансовой стоимости.
С учетом приведенных норм закона суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Городовиковск - Яшалта" находится в государственной собственности Республики Калмыкия и закреплена за Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК на праве оперативного управления, следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения относится к полномочиям ответчика.
Как следует из материалов дела, 20 июня 2013 г. при проведении проверки инспектором дорожного надзора УГИБДД МВД по РК дороги общего пользования регионального значения ""Городовиковск - Яшалта" выявлены нарушения требований ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 50597-93, Р 52289-2004: отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные дислокацией: "Движение без остановки запрещено" - на 0 км. +030 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 0 км. +150 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 0 км. +250 м. слева и справа - 2 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 0 км. +500 м. слева и справа - 2 шт., "Километровый знак" - на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40 км. справа - 33 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 2 км. +970 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 3 км. +280 м. слева выгорел, "Уступите дорогу" - на 3 км. +280 м. справа - 1 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 3 км. +280 м. слева - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 4 км. +200 м. слева и справа-2 шт., "Опасный поворот" - на 4 км. +550 м. слева - 1 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой"-4 км. +630 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" на 4 км. +750 м. слева и справа - 2 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 4 км. +960 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 5 км. +022 м. справа - 1 шт., "Опасный поворот" - на 8 км. +940 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 10 км. +740 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 10 км. +900 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 11 км. +040 м. слева - 1 шт., "Опасный поворот" - на 11 км. +450 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 11 км. +900 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 12 км. +150 м. слева - 1 шт., "Опасный поворот" - на 14 км. +850 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 17 км. +300 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 17 км. +330 справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 19 км. +050 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 19 км. +080 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 19 км. +380 слева - 1 шт., "Опасный поворот" - на 19 км. +480 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 21 км. +780 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 22 км. +230 м. слева и справа - 2 шт., "Опасный поворот" - на 22 км. +476 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 22 км. +530 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 23 км. +414 м. справа и слева - 2 шт., "Уступите дорогу" на 23 км. +444 м. слева - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 24 км. +040 м. слева и справа - 2 шт., "Пересечение со второстепенной дорогой" - на 24 км. +260 м. слева - 1 шт., "Опасный поворот" - на 24 км. +391 м. слева - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 25 км. +150 м. слева - 1 шт., "Ограничение максимальной скорости 60 км/ч" - на 25 км. +998 м. справа - 1 шт., "Направление поворота" - на 26 км. +420 м. справа - 1 шт., "Уступите дорогу" - на 28 км. +800 м. справа - 1 шт., "Больница" на 29 км. +100 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 29 км. +300 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 29 км. +500 м. слева - 1 шт., "Больница" - на 29 км. +750 м. справа - 1 шт., "Примыкание второстепенной дороги" - на 36 км. +100 м. слева - 1 шт., "Уступите дорогу"-на 36 км. +550 м. слева и справа - 2 шт., "Примыкание второстепенной дороги" на 36 км. +550 слева и справа - 2 шт., "Опасный поворот" - на 37 км. +450 м. справа - 1 шт., "Дети" на 38 км. +225 м. справа - 1 шт., "Пешеходный переход" на 38 км. +750 м. справа 1 шт., "Дети" на 38 км. +8 75 м. слева - 1 шт., разрушена кромка асфальтобетонного покрытия с 6 по 7 км., проседание обочины; на всей протяженности автодороги с 0 по 7 км обочина заросла травой; отсутствует горизонтальная дорожная разметка.
По результатам проверки в адрес ответчика должностным лицом ГИБДД выдавались предписания N 1395 от 25 июня 2013 г. об устранении нарушений закона, однако ответчиком нарушения устранены лишь частично.
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения и обоснованно возложил на Министерство обязанность по их устранению.
Довод жалобы об отсутствии финансовых средств на производство работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог несостоятелен, поскольку отсутствие денежных средств (их недостаток) не является основанием для неисполнения органом государственной власти субъекта РФ требований действующего законодательства и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Ссылка жалобы на неправильный выбор прокурором способа защиты нарушенных прав не имеет значения по делу.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьями 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда РК от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Харашкина К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи И.Б. Басангова
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.