СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ус Е.А.,Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 5 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК " Центр правого обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Воркутинского городского суда от 3 октября 2013 года по которому, признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе Булатовой Л.А. в присвоении звания "Ветеран труда". Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Булатовой Л.А., "Дата обезличена", уроженки "Адрес обезличен", звание "Ветеран труда" и обеспечить выдачу соответствующего удостоверения.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Ковалевой Е.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Булатова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты", Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности принять документы, для присвоения звания "Ветеран труда", признании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязании присвоить звание "Ветеран труда" с выдачей соответствующего удостоверения, ссылаясь, что в "Дата обезличена" приказом ФНС России ей объявлена благодарность за заслуги в профессиональной деятельности, в связи с этим в "Дата обезличена" года она обратилась к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" за присвоением звания "Ветеран труда", однако ей было незаконно отказано в присвоении звания "Ветеран труда", в виду отсутствия подтверждающих документов о награждении ведомственным знаком отличия в труде.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Представитель ответчика ГБУ РК "ЦСЗН г.Воркуты" в судебном заседании с иском не согласился.
Представитель ответчика Агентства РК по социальному развитию в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета установленных обстоятельств дела и с нарушением требований закона.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки лица, участвующие в деле суду не сообщили, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Судом установлено и следует из трудовой книжки, что Булатова Л.А. имеет трудовой стаж с "Дата обезличена", в том числе в Государственной налоговой инспекции с "Дата обезличена" по "Дата обезличена"
Приказом руководителя Федеральной налоговой службы за заслуги в профессиональной деятельности от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Булатовой Л.А. объявлена благодарность, о чём имеется запись в трудовой книжке. В указанный период истец осуществляла трудовую деятельность в должности ... Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми.
Общий стаж работы Булатовой Л.А. по данным трудовой книжки, составляет более ... лет, в том числе и в районах Крайнего Севера, что является основанием для назначения ей пенсии по достижении 50-ти лет, в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях" N 173-ФЗ от 17.12.2001.
При обращении за присвоением звания "Ветеран труда" истец получила отказ со ссылкой, на отсутствие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданных в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Установив указанные выше обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, верно применив и истолковав материальный закон.
В силу ст. 72 Конституции РФ социальная защита граждан, включая социальное обеспечение относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством. Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иные основания для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Аналогичное положение содержится в п.3 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утверждённого Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302.
Приложением N 2 к Положению о порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, установлен перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Следует отметить, что Приложение N 2 признано не соответствующим Конституции Республики Коми Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011, в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и ведущий к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших отражения в настоящем Приложении.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что благодарность руководителя Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой, при этом обоснованно сослался на приказ ФНС РФ от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" "О почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы".
Доводы ответчика о том, что благодарность руководителя Федеральной налоговой службы, которой награждена истец не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, являются несостоятельными, поскольку федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемой награды.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, более того, федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 "Положения о благодарности руководителя Федеральной налоговой службы", утвержденного приказом Федеральной налоговой службы "О почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы" "Номер обезличен" от "Дата обезличена", благодарность руководителя Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы. Согласно общероссийскому классификатору информации о населении, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 N 412, благодарность руководителя Федеральной налоговой службы (7652) относится к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы жалобы основаниями для отмены правильного решения суда не являются. Обстоятельства дела установлены полно и правильно, оценка доказательств соответствует положениям гражданско-процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 3 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК " Центр правого обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.