СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 05 декабря 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Румянцевой Л.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 октября 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Румянцевой Л.В. к Минархстрою Республики Коми, МО ГО "Воркута" о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года, возложении на Минархстрой Республики Коми обязанности выдать ей государственный жилищный сертификат отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Румянцева Л.В. обратилась в суд с иском к МО ГО "Воркута", Минархстрою Республики Коми о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года, возложении на Минархстрой Республики Коми обязанности выдать ей государственный жилищный сертификат. В обоснование иска указала, что после смерти супруга "Фамилия обезличена" она была включена в списки на получение ГЖС с обозначенной даты по категории "инвалиды", однако при рассмотрении вопроса о выдаче ГЖС Минархстрой Республики Коми отказал ей в принятии положительного решения со ссылкой на наличие в собственности супруга в период постановки на учет квартиры за пределами РКС. С принятым решением Румянцева Л.В. не согласна, поскольку после прекращения права собственности "Фамилия обезличена" на квартиру в "Адрес обезличен" и до момента его смерти из списков очередников на переселение он исключен не был; в настоящее время у истца и "Фамилия 2 обезличена" отсутствует жилье за пределами РКС. Кроме того, жилое помещение в "Адрес обезличен", с учетом права "Фамилия обезличена" как инвалида на дополнительную жилую площадь, по своему размеру не отвечало установленным нормативным требованиям.
Суд привлек к участию в деле "Фамилия 2 обезличена" и постановил приведенное решение.
В своей апелляционной жалобе Румянцева Л.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагая его постановленным с неверным применением норм материального права и при неправильной оценке добытых доказательств.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились.
Заявлений либо ходатайств до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ, Подпрограммы и Положения регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2022 г. N 879.
Порядок предоставления государственных жилищных сертификатов (социальных выплат) гражданам регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. ( в ред. Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ).
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, "Дата обезличена" года "Фамилия обезличена", проживавший по адресу: "Адрес обезличен", подал заявление о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года с составом семьи 2 человека: "Фамилия обезличена" и супруга Румянцева Л.В. по категории "инвалиды".
"Дата обезличена" года "Фамилия обезличена" подал заявление об увеличении состава семьи до трех человек и включении в него "Фамилия 2 обезличена", что было согласовано жилищной комиссией АМО ГО "Воркута" "Дата обезличена" года.
В период с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" год "Фамилия обезличена" состоял в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из РКС, с составом семьи 2 человека: он и супруга, с "Дата обезличена" года по 2012 год - 3 человека .
"Дата обезличена" года "Фамилия обезличена" умер.
"Дата обезличена" года Румянцева Л.В. обратилась в АМО ГО "Воркута" с заявлениями о сохранении за ней права и очередности умершего супруга и включении в состав участников Подпрограммы, как относящейся к категории граждан, выезжающих из РКС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и состоящей в очереди на переселение с "Дата обезличена" года с составом семьи два человека: она и "Фамилия 2 обезличена"
Решениями общественной жилищной комиссии АМО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" года и от "Дата обезличена" года заявления Румянцевой Л.В. от "Дата обезличена" года были удовлетворены, истец признана участником подпрограммы, за ней сохранена очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС.
Вместе с тем, "Дата обезличена" года Минархстрой Республики Коми отказал Румянцевой Л.В. в выдаче ГЖС, указав в обоснование принятого решения на то, что "Фамилия обезличена" при постановке на учет на переселение и принятии решения о включении его в состав участников Подпрограммы предоставил в АМО ГО "Воркута" сведения, не соответствующие действительности, а именно: не сообщил сведения, исключавшие его право состоять на учете граждан на получение социальных выплат в связи с переселением из РКС - наличие права собственности на квартиру в "Адрес обезличен" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" годы.
О принятом решении была уведомлена Румянцева Л.В.
Отказывая в удовлетворении иска Румянцевой Л.В., суд исходил из положений ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и пришел к выводу о том, что в связи с приобретением "Дата обезличена" года квартиры в "Адрес обезличен" и с учетом площади данного объекта "Фамилия обезличена" не относился к категории граждан, имевших право на получение субсидии на переселение, в связи с чем оспариваемое решение Минархстроя Республики Коми в силу п. 21 пп. "в" Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879, является законным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда по делу.
Доводы жалобы о том, что указанный вывод суда не основан на нормах материального права, ошибочны. Право Румянцевой Л.В. на получение жилищной субсидии на переселение по материалам дела не определяется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действовавшим на момент включения "Фамилия обезличена" в число участников Подпрограммы и принятия оспариваемого истцом решения Минархстроем Республики Коми, определены случаи, при которых граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в числе которых, выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (подп."в" п.21 Положения), а также приобретение (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (подп."д" п.21 Положения).
Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет (п.22 Положения).
Судом установлено, что "Фамилия обезличена" при постановке на учет скрыл от регистрирующего органа сведения о наличии у него в собственности квартиры в "Адрес обезличен", то есть представил сведения, не соответствующие действительности.
То обстоятельство, что квартира в "Адрес обезличен" была приобретена "Фамилия обезличена" до внесения изменений в нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления жилья за пределами районов Крайнего Севера, а также то, что к моменту смерти супруга истца она была уже продана, не свидетельствует о незаконности действий ответчиков, поскольку не изменяет существо установленных по делу обстоятельств. По смыслу приведенных выше положений закона граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие состояние их нуждаемости в переселении, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
Доводы Румянцевой Л.В. о несоответствии площади квартиры в "Адрес обезличен" по адресу "Адрес обезличен" нормативным требованиям по составу семьи три человека и с учетом права "Фамилия обезличена" на дополнительную площадь, правильно были признаны судом первой инстанции несостоятельными. Этим доводам была дана полная и правомерная оценка в решении суда, с которой в полной мере соглашается судебная коллегия.
Ссылка в жалобе на решение о сохранении за истцом очереди на получение социальной выплаты, принятое жилищной комиссией при АМО ГО "Воркута" "Дата обезличена" года, не может влечь за собой отмены решения и удовлетворения иска Румянцевой Л.В.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ постановка на учет граждан является отдельным государственным полномочием субъекта Российской Федерации, соответственно субъект Российской Федерации вправе в установленном порядке наделить соответствующие органы местного самоуправления отдельным государственным полномочием.
Такое же право предусмотрено Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, в пунктах 3, 7 которого предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, но при этом обеспечивают контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Кроме того, пунктом 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, предусмотрено, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных им гражданами, имеющими право на участие в данной подпрограмме.
Анализ указанных положений позволяет прийти к выводу о том, что Минархстрой Республики Коми, являясь исполнителем государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и органом, формирующим сводные списки, осуществляет контроль за действиями органами местного самоуправления по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с чем имеет право принимать решение о снятии с учета граждан и отказе им в выдаче ГЖС.
Поскольку обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что требования Румянцевой Л.В. о признании права состоять на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года и возложении на Минархстрой Республики Коми обязанности выдать ей государственный жилищный сертификат не основаны на нормах действующего законодательства, а приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, являвшихся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Румянцевой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.