СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 16 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Мезака Э.А., действующего в интересах Кругловой О.А., Нитченко А.А., Дудина В.Е., на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 сентября 2013 года, которым в удовлетворении заявлений Кругловой О.А., Нитченко А.А., Дудина В.Е. об оспаривании действий Администрации МОГО "Сыктывкар" отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., пояснения представителя Администрации МО ГО "Сыктывкар" Матушкина Р.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мезак Э.А., действующий в интересах Кругловой О.А., Нитченко А.А., Круглова О.А., действующая в своих интересах и интересах Дудина В.Е. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившихся в несогласовании проведения митинга религиозного содержания 17, 19, 20 сентября на 16 площадках; в предложении перенести митинги религиозного содержания 17, 19, 20 сентября 2013 года на площадку в Мичуринский парк г. Сыктывкара, площадку Берендеевского парка Эжвинского района г. Сыктывкара, площадку у здания общежития "Сыктывкарского автомеханического техникума" в п. В. Максаковка, площадку перед домом культуры "Волна" в пригородном поселке Краснозатонский; возложении обязанности на администрацию МО ГО "Сыктывкар" согласовать заявителям проведение митинга религиозного содержания 17 сентября 2013 года с 16:00 до 20:00 на Театральной площади г. Сыктывкара, 19 сентября 2013 года с 16:00 до 20:00 в микрорайоне Лесозавод г. Сыктывкара на площадке перед зданием почтового отделения, 20 сентября 2013 года с 16:00 до 20:00 в Эжвинском районе г. Сыктывкара на сцене и площади рядом с Эжвинским ДКБ, обратив решение к немедленному исполнению.
В судебное заседание Круглова О.А., Нитченко А.А., Дудин В.Е. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заявителей Мезак Э.А., доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
Представители администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявленными требованиями не согласились.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителей Мезак Э.А. не согласен с решением суда и просит его отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, заявители являются членами Местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников "Божья Слава".
05.09.2013 заявители направили в администрацию МО ГО "Сыктывкар" уведомления о проведении 17 сентября 2013 года с 16:00 до 20:00 на площадке рядом с администрацией Эжвинского района г. Сыктывкара, 19 сентября 2013 года с 16:00 до 20:00 на площадке в м. Лесозавод г. Сыктывкара на площади рядом с Детской спортивной школой, 20 сентября 2013 года на площадке рядом с футбольным полем по ул. Лесной в пгт. В.Максаковка г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга религиозного содержания.
06.09.2013 администрацией МО ГО "Сыктывкар" организаторам данных публичных мероприятий направлены письма N ... с предложением перенести проведение митингов в специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов места: площадка, расположенная на пересечении улицы Димитрова и Октябрьского проспекта в северной части Мичуринского парка; площадка, расположенная в Берендеевском парке (Эжвинский район); площадка, расположенная перед "Домом культуры "Волна" (пос. Краснозатонский, ул. Корабельная, 26); площадка у здания общежития "Сыктывкарского автомеханического техникума" (пос. Верхняя Максаковка, ул. Общественная, 11). Несогласование проведения публичного мероприятия на заявленных в уведомлениях площадках администрация МО ГО "Сыктывкар" мотивировала поступающими от жителей г. Сыктывкара жалобами на проведение публичных мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры, нарушающих их конституционное право на отдых, а также по причине несогласования собственниками, размещением детских аттракционов, детской площадки, автостоянки и в связи с интенсивным движением пешеходов.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителей о незаконности действий администрации МО ГО "Сыктывкар", суд оценил представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, выслушал пояснения сторон, и, руководствуясь соответствующими нормами Конституции РФ, Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пришел к правильному выводу о том, что действия администрации МО ГО "Сыктывкар" по несогласованию проведения публичных мероприятий в указанных заявителями местах соответствовали нормам действующего законодательства и являлись обоснованными. При этом суд исходил из того, что заявителям администрацией МО ГО "Сыктывкар" были мотивированно предложены адекватные по своему социально-политическому и религиозному назначению специально отведенные места на территории МО ГО "Сыктывкар", отвечающие целям проведения таких публичных мероприятий, а также приведены причины отказа в согласовании мест проведения публичных мероприятий, нашедшие свое подтверждение в ходе судебного разбирательства надлежащими доказательствами.
Согласно положениям ст. ст. 254 и 258 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти суд должен проверить, совершено ли оспариваемое действие либо решение в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, и не нарушены ли права либо свободы гражданина.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации гарантированного ст. 31 Конституции Российской Федерации права граждан в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Понятие митинга дано в п. 3 ст. 2 данного Закона как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Согласно п. 7 названной нормы закона уведомлением о проведении публичного мероприятия признается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 данного Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Частью 5 ст. 5 Закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с п. 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 Закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Проверив обоснованность предложений администрации МО ГО "Сыктывкар" об изменении места проведения заявителями митинга, и признавая их правомерными, суд первой инстанции верно указал, что на территории МО ГО "Сыктывкар" для проведения публичных мероприятий постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2012 N 598 определены специально отведенные или приспособленные, отвечающие целям таких мероприятий, места, которые в качестве альтернативных и были предложены заявителям. Кроме того, для предложения иных мест проведения митинга имелись объективные причины, являющиеся достаточными. В подтверждение невозможности проведения публичных мероприятий на заявленных в уведомлениях площадках, Администрацией МО ГО "Сыктывкар" были представлены поступившие от жителей г. Сыктывкара многочисленные жалобы на проведение публичных мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры; ответы собственников территорий земельных участков о несогласовании проведения мероприятий по уведомлениям заявителей; фотоматериалы и выкопировки из электронной карты города.
Принимая во внимание, что ответы администрации МО ГО "Сыктывкар" не являлись отказом заявителям в проведении публичного мероприятия либо запретом на его проведение, ответы даны в установленные сроки и содержат обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия, соответственно, заявители не были лишены возможности реализовать свое конституционное право проводить публичные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на совокупности установленных фактических обстоятельств, собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства. Права и законные интересы заявителей обжалуемым решением суда не нарушены, препятствия в реализации ими конституционных прав не созданы.
Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к утверждению о том, что оспариваемыми действиями Администрации МО ГО "Сыктывкар" нарушаются права заявителей на проведение мирных собраний, свободу выражения мнения, свободу совести и религии, гарантируемые ст. 9, 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данные доводы не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и неверном толковании норм материального права.
Конституцией РФ в ст. 31 гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц, по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции РФ обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, которые допускают введение обоснованных ограничений права на мирные собрания, налагающиеся в соответствии с законом, и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В данном случае установлено, что действия Администрации МО ГО "Сыктывкар" предприняты в полном соответствии с законом и в пределах полномочий муниципального органа, поэтому доводы в жалобе относительно выбора места проведения митинга, направленные на несогласие с оценкой судом установленных по делу обстоятельств, и основанные на неверном толковании норм материального права, судебной коллегией отклоняются.
Доводы об отсутствии объективных причин невозможности проведения публичного мероприятия в указанных заявителями местах, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку нормами закона предусмотрена оценка уполномоченным органом возможности проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Такая оценка уполномоченным органом проведена, мотивы, по которым заявителям были предложены альтернативные места проведения мероприятий, содержатся в ответах администрации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мезака Э.А., представляющего интересы Кругловой О.А., Нитченко А.А., Дудина В.Е., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.